Настоящий творец – всегда сложная и противоречивая натура. Иногда в человеке настолько переплетаются величие и ничтожество, гений и злодейство, что он может пойти на все ради претворения в жизнь своей задумки. Сегодня мы вспомним самых спорных отечественных режиссеров, которые ради точного воплощения художественного замысла могли запросто перевернуть привычные представления о морали.
1. Алексей Балабанов
Давайте будем честными: какую бы “жесть” ни снимал Алексей Балабанов, он всегда делал это чертовски талантливо. Блестящая операторская работа (сначала Сергея Астахова, затем – Александра Симонова), идеально подобранная музыка, мастерский монтаж делали каждый его фильм событием, однако эта медаль имеет две стороны. Начиная с фильма “Груз 200” стиль Балабанова стал предельно брутальным, а самого режиссера стали регулярно обвинять в “чернухе”. Некоторые даже считали, что режиссер психически нездоров. В поздних фильмах Балабанова (“Груз 200”, “Кочегар”, “Я тоже хочу”) практически все главные герои были бандитами, проститутками и алкоголиками, и антураж лент был соответствующим. При этом жестокость в фильмах принимала характер обычного явления, что даже придавало им какой-то демонический оттенок. Впрочем, при всей противоречивости своего творчества Балабанов в любом случае занял почетное место в истории отечественного кино, а его фильмы “Брат”, “Брат-2”, “Жмурки” и другие еще при жизни режиссера стали культовыми.
2. Алексей Герман-старший
Помимо невероятной требовательности, которую отличает режиссерская манера Алексея Германа-старшего, начиная с известного фильма “Хрусталев, машину!” режиссер выработал свой особый киноязык, довольно сложный для понимания и порой подчеркнуто грубый. Однако самым спорным фильмом Германа стала его последняя лента “Трудно быть богом”. Болезненная история застрявшей в средневековье планеты Арканар, не лишенная, однако, надежды в своем первоисточнике – одноименной книге братьев Стругацких, – превратилась в интерпретации Германа в притчу об извечной человеческой низости и жестокости. На экране режиссер не стесняется обильно показывать кровь, грязь, гениталии, трупы и прочие аморальные в традиционном понимании вещи, отчего ленту выдержит не каждый. Однако, с другой стороны, масштаб и проработка фильма по-настоящему впечатляют, а режиссерская мораль тоже имеет право на жизнь – все-таки история действительно знает примеры невероятной и бессмысленной жестокости человека.
3. Валерия Гай Германика
Валерия Гай Германика – один из самых обсуждаемых современных режиссеров. Начиная со своей первой игровой ленты “Все умрут, а я останусь” режиссер следует художественному стилю “Догма 95”, игнорирующему традиционные правила съемки и монтажа. Благодаря этому ее фильмы “Школа”, “Краткий курс счастливой жизни” и другие являются образцами настоящего гиперреализма. Актеры в них не играют – они живут на экране, а благодаря длинным планам, снятым ручной камерой, и минимальному монтажу возникает мощный эффект присутствия. Однако необычная стилевая направленность соседствует в творчестве Германики с жесткой бескомпромиссностью и тенденцией демонстрировать на экране самые откровенные и нелицеприятные стороны жизни. В частности, широко обсуждавшийся в свое время сериал “Школа” шокировал многих изображением жестокой подростковой натуры и скандальных нравов российской школы. Начиная от подворотен и заканчивая учительскими – все в сериале обнажает те стороны школьной жизни, о которых обычно говорить не принято. Насколько правдива показанная Германикой жизнь – вопрос сложный и неоднозначный, однако, как бы то ни было, смелость и бескомпромиссность режиссера, безусловно, впечатляют.
4. Андрей Тарковский
Феномен личности Андрея Тарковского невероятно сложен и многогранен, и в ней тоже есть неоднозначные и спорные стороны. Так, в автобиографическом фильме “Зеркало” Тарковский первоначально хотел отказаться от целиком игрового сюжета и вместо этого снимать своеобразное интервью со своей матерью, отвечающей на вопросы о своей жизни. Режиссер понимал, что такой подход неизбежно исключал любую постановку, и для достижения максимальной откровенности решил отснять этот эпизод при помощи скрытой камеры. Подобная идея вызвала протест даже среди ближайшего окружения режиссера – именно по этой причине “Зеркало” отказался снимать многолетний коллега Тарковского оператор Вадим Юсов. В итоге концепция ленты была изменена, и вместо эпизодов с матерью Тарковский расширил сюжетную линию с Маргаритой Тереховой. Еще одна спорная история касается жестокого обращения с животными, по некоторым данным, имевшего место на съемках фильма “Андрей Рублев”. Так, некоторые обвиняли Тарковского в том, что на съемках была заживо сожжена корова, а лошадь – сброшена со стены, в результате чего животное сломало себе ноги. Стопроцентно достоверной информации об этом нет, однако, зная непростой характер режиссера, нельзя исключать, что ради скрупулезного воплощения художественного замысла он мог допустить и такое.
Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!
Читайте другие наши статьи об отечественном кино: