Комиксы имеют потенциал для улучшения качества жизни людей, которые занимаются их созданием или чтением, и для изменения отношения, осведомленности и поведения вокруг социальных вопросов.
Комиксы способны создать новые возможности для практиков и аудитории.
Некритические комиксы, определяемые Ниной Миквитц как "комиксы, в которых реальность (как эмпирическая и социоисторическая категория) рассматривается как их предмет", все чаще встречаются в журналистике, медицине и здравоохранение, поднимают общесоциальные проблемы.
Совсем недавно комиксы были хорошо приняты аудиторией научной коммуникации и издательствами, в частности, как форма научной журналистики. Ученые обратились к комиксам как к надежному инструменту для отображения результатов исследований в печатных и онлайн публикациях, которые могут привести к более широкому применению научно обоснованных данных и могут повлиять на государственную политику.
Создание комиксов - это образ мышления, и вместе с тем в современном мире они стали самостоятельной научной работой.
"Повествование комиксов может работать через платформы, привлекать более молодых, более визуально ориентированных читателей и выходить за пределы культурных границ".
Эрин Полгрин
Действительно, сегодня почти общепринято утверждать, что комиксы и мультфильмы являются ценным средством обучения мультимодальной грамотности. Ученый-когнитолог Нил Кан утверждал: "Доказательства того, что последовательные изображения в сочетании с текстом являются эффективным инструментом обучения, достаточно ясны". Растущие исследования показывают, что комиксы являются эффективным инструментом коммуникации и образования, выходящим за рамки посредственных развлечений.
Такие утверждения показывают, что ученые, ранее не участвовавшие в изучении или применении комиксов, признают их потенциал мультимодальной доступности для социологических и культурологических исследований.
Яркая история жанра и его место в мировой культуре
Самый заметный сборник комиксов был опубликован в конце 1940-х и начале 1950-х годов. Брэдфорд Райт (2001) представляет блестящий рассказ о противоречиях, которые окружали комиксы в 20 веке. Он поясняет, что в 1950 году доктор Фредрик Вертам, автор книги "Соблазнение невинных", в попытке ввести законодательство о цензуре комиксов, дал показания в подкомитете Сената Соединенных Штатов по расследованию преступлений в сфере межштатной торговли. Он искренне верил, что комиксы вносят непосредственный вклад в преступность среди несовершеннолетних. Комиксная индустрия отреагировала на это саморегулированием и создала печально известный ныне кодекс комиксов. По иронии судьбы, это постановление породило андеграундное движение, из которого вышли некоторые из самых известных создателей комиксов в этом столетии.
Многие авторы современных комиксов и графических романов считают, что лучше не признаваться в мире искусства законными художниками, практикующими традиционные формы искусства.
В 1993 году Арт Шпигельман сказал:
"Комиксы остаются вне поля зрения критического радара".
С момента появления этого комментария количество читателей графических романов резко возросло. Комиксы и графические романы - это жанр, в котором создатели исследуют серьезные темы и пишут удивительные рассказы. В 2004 году вопрос о том, получили ли комиксы новый уровень признания, Шпигельман прокомментировал словами:
"Это уже сделано. Есть музейные экспозиции, которые будут включать комиксы, не моргнув глазом. Во всех книжных магазинах есть разделы для комиксов. Университеты преподают комиксы. Теперь это часть культуры, за что не нужно извиняться".
Все это – чистая правда. В настоящее время существует три научных рецензируемых журнала, которые посвящены исключительно комиксам. Существует также ряд университетов, предлагающих курсы комиксов и графических романов, а также более ста диссертаций на эту тему. В США существует шесть художественных музеев, полностью посвященных искусству комиксов и мультфильмов.
Стивен Вайнер, ученый и директор библиотеки комиксов, считает, что есть четыре причины для роста их популярности:
- ряд современных культовых фильмов были основаны на комиксах;
- издательства выпустили большое число литературно-графических романов;
- журналисты обратили внимание на растущую область.
В 2006 году в США было продано графических романов, комиксов и манги на сумму 330 млн долларов по сравнению с 245 млн долл. в 2005 году.
Таким образом, можно утверждать, что комиксы заняли огромную и при этом очень специфическую нишу в искусстве и науке и продолжают раскрывать свой потенциал в сферах социального воздействия и междисциплинарной коммуникации.