Ученые ставят под сомнение официальные цифры, свидетельствующие о резком увеличении популяции тигра, и планы страны по его охране.
Двести лет назад десятки тысяч тигров бродили по Индии и еще 29 территориям других народов, от индонезийских болот до русской тайги. Когда-то существовали балийские, каспийские и яванские подвиды, все они считались вымершими. Сегодня осталось только шесть подвидов. По оценкам Международного союза охраны природы (МСОП), в 2014 году в дикой природе насчитывалось лишь от 2200 до 3200 особей, поэтому данное животное было внесено в список, находящихся под угрозой исчезновения. Около 93% исторического ареала тигра опустело из-за утраты среды обитания, браконьерства и снижения количества добычи.
В 2010 году в Санкт-Петербурге состоялась встреча представителей 13 стран, где они заявили, что к 2022 году численность диких тигров будет увеличена вдвое.
На этом поприще Индия является передовиком. Примерно две трети мировой популяции тигров обитают в этой стране. В 2019 году правительство инвестировало 3,5 млрд. рупий (49,4 млн. долл. США) в сохранение тигра, в том числе в переселение сел за пределы охраняемых территорий. Также был построен самый большой в мире подземный тоннель для перехода тигров в безопасное место под оживленным шоссе.
Около 3% расходов на тигров приходится на науку, финансируемую государством. Ученые изучают все аспекты жизни этого животного и возглавляют масштабное исследование по отслеживанию поведения тигра.
По данным правительства, эти усилия окупились. В июле было объявлено, что число диких тигров в стране удвоилось с 1411 в 2006 году до 2 967 в настоящее время, что означает, что Индия достигла цели, поставленной в Санкт-Петербурге. Премьер-министр Индии Нарендра Моди заявила, что задача сохранения тигра соизмерима со строительством дорог, домов и железных дорог.
Но давайте вдумчиво разберем ситуацию с тиграми в стране, и она станет мрачной. Животные все чаще оказываются изолированными в небольших заповедниках, которые существуют за счет туризма. Если тигры покинут парк, возрастает риск того, что они столкнутся с людьми и инфраструктурой, что приведет к трагическим последствиям как для животных, так и для людей. Некоторые ученые сомневаются в том, что численность тигра в Индии действительно увеличилась, и пытаются получить более точную статистику численности животных в конкретных районах. Другие исследователи изучают, как заставить людей и плотоядных сосуществовать.
Спасти тигра достаточно сложно, но исследовательская работа в Индии осложняется очевидным антагонизмом между заинтересованными сторонами. Некоторые эксперты утверждают, что правительственные ученые иногда представляют сомнительные доказательства в поддержку государственной политики и препятствуют усилиям независимых исследователей. К сожалению, такие конфликты являются обычным явлением в охране тигра во всем мире.
Национальное животное
По некоторым оценкам, двести лет назад 58 000 тигров бродили по густым, сплошным лесам Индии. Однако в 1970-е годы в результате многовековой охоты и разрушения среды обитания осталось менее 2000 диких особей. В 1973 году правительство объявило тигра индийским национальным животным, запретило охоту и создало схему сохранения под названием Project Tiger. В настоящее время в рамках программы насчитывается 50 запасников, и, по оценкам правительства, управление примерно половиной из них осуществляется на должном уровне. Однако эти заповедники невелики и составляют в среднем менее 1500 квадратных километров, что намного меньше, чем многие охраняемые районы в Африке.
Это неблагоприятные условия для одинокого тигра. Самцам бенгальского тигра требуется участок площадью около 60-150 км2 , а самкам - около 20-60 км2. И тигры нелегко уживаются друг с другом, даже с братьями и сестрами или детьми. Поэтому, когда они достигают подросткового возраста, примерно в полтора года, они начинают поиски места, где можно жить и охотиться. Если тигровый заповедник уже заполнен, у него есть два варианта: либо вытеснить старого или слабого тигра и занять его место, либо продолжать двигаться далеко за пределы заповедника, пока не найдет незанятую территорию. Считается, что 70-85% индийских тигров обитают в заповедниках.
Эти цифры взяты из индийской переписи тигров. Каждые четыре года армия лесничих, защитников природы и волонтеров-фанатов проводит на территории, примерно равной по площади Японии, всестороннюю перепись населения. Это непростая задача, потому что тигры, практически, неуловимы. Рабочие размещают камеры-ловушки в нескольких местах тигровых заповедников. Затем они идут пешком, собирая следы тигра, следы испражнений и останки добычи. Это называется обследованием знаков. Они отправляют данные ученым из государственного Института дикой природы Индии (WII) в Дехрадуне, которые определяют отдельных тигров на фотографиях по их уникальным полосам, а затем оценивают плотность популяции тигра в заповедниках. Они создают калибровочную модель, которая связывает плотность с собранными знаками, а затем вводят данные обследования знаков в эту модель для получения общенациональных цифр.
Последняя перепись показывает, что тигры восстанавливаются, и г-жа Моди отметила 33-процентный рост численности с 2014 года.
Но многие ученые скептически настроены. Уллас Карант, директор Центра изучения дикой природы в Бенгалуру, подвергает сомнению знаковые обследования, так как собираются эти данные плохо обученными рабочими, которые не знают, как правильно это делать. Это обвинение основано на его собственном опыте работы с полевыми рабочими. "Полевые протоколы имеют серьезные недостатки", - говорит Карант. Когда он работал с лесниками, проводившими обследования в заповеднике в мае, они сказали, что на них оказывают давление местные власти, чтобы они записали положительные тигровые знаки и проигнорировали следы вмешательства человека.
Критики также утверждают, что команда г-на Джхалы каждый раз меняет охват переписи. В 2018 году они добавили 90 объектов и 17 000 дополнительных камер. Такие различия затрудняют сравнение переписи разных лет.
Другим спорным моментом является анализ данных, особенно калибровочная модель, используемая для получения пан-индийских чисел. Описание используемой методологии и моделей является "расплывчатым", и полученные в результате цифры имеют более высокую степень неопределенности, чем сообщается в настоящее время.
Лучшим способом разрешения разногласий, утверждают ученые, было бы предоставление WII необработанных данных и модельной информации экологам для независимого анализа. Однако есть сомнения, что предоставление геотеговых данных даже ученым может сделать животных уязвимыми для браконьерства.
В результате практически отсутствует консенсус в отношении индийской популяции тигра и, что еще более важно, невозможно точно определить восстанавливается ли она или остается стабильной на протяжении многих лет. Пока ученые могут сказать только то, что животные в некоторых местах процветают, а в других живут плохо.
Наибольшего успеха в области сохранения тигра добились в центральной Индии, в районе с 19 тигровыми заповедниками в 8 штатах. По данным правительства, в центральной Индии насчитывается 1 033 тигра, что на 50% больше, чем в 2014 году.
Ученые обнаружили, что исторически здесь тигры беспрепятственно перемещались по лесным коридорам в поисках территории, привнося ценное генетическое разнообразие в отдаленные популяции. Среднеиндийские тигры характеризуются высокой генетической изменчивостью, что должно помочь им адаптироваться к экологическим кризисам, таким как засуха или болезни.
Но лесные коридоры в центральной Индии быстро фрагментируются и без бродячих тигров ни одна из небольших популяций индийских заповедников в долгосрочной перспективе не была бы жизнеспособной с демографической точки зрения. Если развитие инфраструктуры в сельских районах не прекратится, генетическое разнообразие небольших популяций может сократиться за один век.