Не только былинные богатыри, но и обыкновенные сельские жители славились своим отменным здоровьем и долголетием. Почитай, в каждом селе и маленькой деревушке находились такие крепкие дубовички-«столетники», люди работящие и обходящиеся простой, без изысков, едой: щами-кашей да редькой с квасом.
В старинном рязанском селе Дубровичи в 50-х годах XX века жила 110-летняя старушка по прозвищу Гуделка, которая не ощущала своих преклонных лет и продолжала заниматься всеми хозяйственными работами под негодующие возгласы домочадцев: «Лежала бы на печке, старая!»[1].
Во второй половине XIX века Вольное экономическое общество проводило комплексное исследование социально-экономической деятельности в России. Вот какие выводы были сделаны по Переяславль-Рязанской провинции:
«В здешнем народе всякий в звании своем располагается хорошо и семьянистых людей довольно; а живут люди не равнолетно ж, однако лет по шестьдесят и по семидесяти, и более»[2]. А на сколько «более и не равнолетно» мы узнаем из информационной подборки газеты
«Московские ведомости», которая в течение ряда лет публиковала примечательные сообщения из Рязани. В статистических выкладках за 1810 год зафиксировано 25 долгожителей, возраст которых перевалил за 100 лет. В 1812 году «сотня» состояла из 15 человек. 1813 год отмечен тем, что происходит явное снижение верхнего рубежа долголетия до 112-ти лет.
В следующем году наблюдается увеличение возрастного рубежа до 115-ти лет, а количество долголетних достигает 25 человек. Мы составили сводную таблицу продолжительности жизни населения в Рязанской губернии в период с 1810 по 1814 годы[3].
Как видим, из общего числа долгожителей подавляющее большинство занимают в геронтологической гонке «столетники» — 65 человек. Далее, пройдя некий психологический барьер в 100 лет, вперед вырываются одиночки со своими 102, 103, 104 годами.
С отметки 102 и 105 происходит возрастной скачок на пять, восемь и десять лет. От рубежа 110 лет, в трех случаях, идет стабильная пятилетняя прибавка продолжительности жизни и один раз — десятилетняя. Два человека достигли удивительного хронологического максимума — 120 лет, но абсолютный рекорд долголетия, видимо, принадлежит касимовскому крестьянину Петру Отшельнику.
Священник Владимир Правдолюбов, ссылаясь на неизданную рукопись, приводит интересные данные о касимовском долгожителе, который родился в 1714 году в деревне Уши Касимовского уезда в крепостной семье[1].
Чтобы избежать предстоящей женитьбы, двадцатидвухлетний молодой человек сбежал из родительского дома и несколько лет находился в услужении у тамбовского купца. По учиненному розыску он был найден и под конвоем возвращен своему помещику, который снова хотел оженить строптивого холопа. Женитьба не состоялась, и по слезной просьбе самого крепостного, Петр был отдан в солдаты и «отбарабанил» на царской службе около 30 лет.
В 1766 году солдат получил, наконец, полную отставку и отправился в семилетнее паломническое путешествие по святым местам. Затем поступил послушником в Дивеево и, получив благословение Серафима Саровского, стал отшельником. В 1781 году Петр Отшельник вернулся на родину, в Касимов, и поселился в малой пещерке, на склоне оврага, у речки Бабенки, и прожил там два десятка лет.
Из пещерки Отшельник перебрался в сад одного мещанина на Татарской горе, соорудив себе землянку, в коей пребывал 34 года[2]. На склоне лет, глубоким старцем, Петр перешел на местожительство в овраг, возле самой бедной касимовской церкви, Никольской, чтобы своим присутствием привлечь к ней прихожан.
Петр Семенович Отшельник отошел в мир иной 1/14 декабря 1847 года и похоронен возле часовни при Никольской церкви, прожив на этой земле 133 года и, возможно, установив абсолютный рекорд долголетия среди русского населения Рязанской губернии.
Источник: "Легенды Рязанского края", В.Семин.
Примечания:
- Полевой дневник автора. 2005-2009 гг.
- ТРУАК. 1892. Рязань, Т. VII. Вып. 3. С. 48.
- ТРУАК. 1896. Рязань, Т. XI. Вып. 1. С. 65-67.
- Правдолюбов B.C. Религиозная жизнь Касимова. Касимов, 1998. С. 34.
- Там же. С. 35