Завершился высокий сезон на черноморских курортах России. Данные, предоставленные STI службами маркетинга сибирских аэропортов, включая крупнейшие авиационные хабы региона, позволяют оценить динамику и структуру «пляжного» пассажиропотока из региона.
В минувший пляжный сезон, с июня по сентябрь включительно, пассажиров из Новосибирска, Красноярска и Томска принимали аэропорты Сочи, Симферополя и Анапы. Из Иркутска были доступны прямые рейсы в Сочи, Анапу и Геленджик. При этом полёты из Новосибирска в Сочи и Симферополь выполнялись в рамках круглогодичных программ, остальные носили сезонный характер.
Безусловным лидером по объёмам летней перевозки на черноморские курорты России в сибирском регионе по-прежнему остаётся Новосибирск. В период с июня по сентябрь из аэропорта «Толмачёво» на Чёрное море вылетело более 130 тысяч человек, что на 19,6% превышает прошлогодние показатели. Находящиеся в менее выигрышном географическом положении Красноярск и Иркутск вышли на показатели в 32,5 и 9,2 тысячи пассажиров соответственно. При этом прямой пассажиропоток из Красноярска потерял до трети (31,5%) прошлогоднего объёма. Именно географический фактор позволил томскому аэропорту, находящемуся по сравнению с тройкой крупнейших сибирских хабов в более лёгкой «весовой категории», с показателем 10,3 тысячи пассажиров обойти Иркутск.
Иркутск, очевидно в силу удалённости от Крыма, в минувшем летнем сезоне имел отличную от других сибирских аэропортов структуру разлёта. В полётном расписании отсутствовал Симферополь, но зато с июня по сентябрь выполнялись рейсы в Геленджик. Скромные объёмы этой программы (менее 7% от общего объёма пассажиропотока из Иркутска на черноморские курорты) и близкое расположение аэропортов Анапы и Геленджика дали основание объединить их в итоговой статистике.
Новосибирск, лидирующий в общей структуре прямого регионального пассажиропотока на черноморские курорты России, ожидаемо доминирует и на каждом из них. Так, его преимущество над вторым по значимости сибирским хабом – Красноярском – по итогам лета составило от трёх (Анапа) до 4,4 раз. Иркутск – безоговорочно третий по Сочи, на севере побережья Краснодарского края превзошёл Томск только благодаря «добавке» Геленджика.
Томск – единственный из рассматриваемых нами сибирских городов, в структуре вылета которого преобладает крымское направление. Более того, объём пассажиропотока в Симферополь в Томске превысил суммарные показатели Сочи и Анапы. Именно крымский пассажиропоток помог Томску опередить Иркутск по общему числу пассажиров, вылетевших на черноморские курорты. Да и отставание Томска от Красноярска на симферопольском направлении сократилось с 3,4 раз по итогам лета 2018 года до двух раз в минувшем сезоне.
И напоследок нельзя не подвести итоги очередного раунда классического противостояния Сочи – Симферополь. Сохранявшееся с момента возвращения Крыма в состав России лидерство Симферополя в 2017 году вновь перешло к Сочи. Минувшим летом пассажиропоток из сибирских городов на два основных российских курорта имел разнонаправленную динамику: Сочи потерял в объёме 5,1%, а Симферополь, напротив, добавил 1,9%. В результате десятипроцентный разрыв между ними, зафиксированный по итогам летних сезонов 2017 и 2018 годов, сократился до 6,5%.