Уважаемые читатели, в прошлой статье я назвал два предмета, необходимые для выживания в тайге. На этот раз поделюсь мнением о предмете, который в тяжкие минуты ласково называю «захребетником».
Это, как вы уже, наверно, догадались, рюкзак, а по сути – это переносное жилище, вмещающее в себя пищеблок, мастерскую, аптеку и надувное плавсредство. От его надёжности зависит всё, но его объём, форма и конструкция зависит от того, где и как проходит экспедиция: в открытой местности или в дебрях, с использованием транспорта или без оного. Поскольку в названии этого канала присутствует прилагательное слово «таёжные», то поделюсь простой конструкцией своего безмолвного напарника, который не мешал проходить «на своих двоих» сквозь «северные джунгли» – так я называю заросли кедрового стланика и ерника (берёзового кустарника). Объёмные рюкзаки, выступающие габаритами за человеческую фигуру, здесь совершенно не годятся.
Много лет назад при подготовке одиночного маршрута, в котором ставилась цель побывать «в шкуре» русских землепроходцев, впервые вышедших к берегу Тихого океана, мне приглянулся и по конструкции, и по названию станковый «Ермак» (его уже, вроде бы, не производят).
Однако к концу двухмесячного похода он «дышал на ладан» и был непригоден для дальнейшей эксплуатации. Брезент, из которого он был сшит, изорвался, и сломалась алюминиевая станина, благо, что содержимое рюкзака к тому моменту убавилось до нескольких самых необходимых предметов.
Для последующих экспедиций долго не находилось подходящего захребетника, сформированного моими уже весьма критическими соображениями. Как всегда, помог случай. Контора, где я трудился, получила откуда-то несколько аквалангов АВМ-7, запакованных в станковые рюкзаки из плотной синтетической ткани, один из которых я и примерил. На нём и остановился.
Этот «заплечный дом» выдержал 10 экспедиций и до сих пор используется при выходах в лес. Если его подлатать, то он ещё сгодится и для длительного похода. (Кто-то из охотников, с которым мне довелось встретиться в тайге, спросил даже, где приобрести, а когда услышал, что отдельно не продаётся, нарисовал себе эскиз, чтобы изготовить самостоятельно). Единственное необходимое усовершенствование этого фабричного изделия – замена лямок рюкзака, что я сразу же и сделал. Прочную синтетическую ленту не понадобилось даже пришивать, она цельным куском крепится к металлической станине узлами.
Лямки эти оказались даже прочней рюкзака (будто и не испытали тысячи километров бездорожья), а накладки под плечи менялись всего один раз за всё время пользования.
У этого рюкзака нет боковых карманов, возвышается он на уровне шеи, поэтому габариты его спрятаны за спиной путника и практически не мешают в зарослях, плотная ткань не цепляется за сучки и выдерживает случайные стыковки с ними. Изогнутый низ станины позволяет присесть на кочку или валёжину для кратковременной передышки, а также он легко помещается в маленькую надувную лодку.
Это даёт возможность поменяться с рюкзаком местами, и более не называть его ласковым прозвищем. Ведь если в зарослях все сучки достаются путнику, то при сплаве по перекатам первым вымокает он.
Есть, правда, два недостатка, которые запросто устраняются: 1) для длительной экспедиции маловат объём, который компенсируется выносом части снаряжения наружу;
2) у стальной поперечины, несущей основную нагрузку, не выдерживает место сварки со станиной, но её, как показала практика, прекрасно заменяет скрутка из проволоки.
Возможно, каким-то образом изготовители рюкзаков выпустят что-то подобное, а с теми, что нынче попадаются на глаза в магазинах, пройти по таёжным дебрям если и получится, то надолго их не хватит, да и усилий потратится намного больше. Правда, мне не пришлось испытать в деле модные анатомические рюкзаки. Может, и есть что-то пригодное для «северных джунглей»?
Ну вот, посвятил кратенькую оду своему безмолвному «захребетнику» и надёжному напарнику.
Всем здравия, удачных походов, и благодарю за внимание.