Как я за 10 минут уложила толпу разбушевавшихся детей.
В детском саду режим. все идет по плану. Но на этот раз наш режим был "нарушен" театральным представлением. Детям очень понравилось интересно и интерактивно, но разбушевались они перед сном не на шутку.
Тут я и вспомнила со студенческих времен приемы эриксоновского гипноза.
Эта "загадочная" штука состоит из трех частей
- подготовка,
- снятие физического напряжения,
- рассказ, построенный по трём правилам сказочника-эриксоно-гипнотизёрщика
Подготовка.
Я называю её – «три предупреждения». Первое до "укладывания", вы говорите детям, что скоро мы будем ложиться спать
Естественно вы встречаете сопротивление. Настроение - это поток, трудно резко остановить. Поэтому, выслушав «сопротивление потока», вы им говорите, что у них есть ещё 15(10,5) минут поиграть. Они на всё согласны - главное сейчас.. Но «якорь» уже установлен и начал он работать.
Второй раз,твёрдо уверенным тоном - что осталось 10 минут. Мысль о скором финале набирает силу. И на вашем третьем напоминании за 5 минут некоторые уже сами подскакивают, чтобы идти спать - мол уже всё?
Я посидела с ними пару минут. Поиграла.( подсоединилась к их компании)
В сам момент когда пора заканчивать, надо вставать и идти в спальню нужно быть добрым, любящим, но твёрдым. Каждый раз.
Вторая часть.
Снятие физического напряжения. Она не обязательная, и в этот раз я ее не делала.
Это тактильный контакт с родителями. Суть этой части в том, что дитё надо помять-помассировать-погладить.
Третья часть.
Начните с выбора сказки. не стесняйтесь менять её содержание во время рассказа, как угодно.
Начните с самого себя. Глубоко вдохните-выдохните и успокойтесь, расслабьтесь, иначе это всё будет передаваться слушателям-детям.
Начинайте рассказывать. В сюжет сказки добавьте большое количество расслабляющего текста про тепло в теле, покой, усталость, приятность. Расслабление - один из важных моментов, вообще говоря, любого гипноза. Например:
... Убежал Колобок от Бабушки с Дедушкой. Шёл-шёл Колобок по дорожке и устал. Прилёг Колобок на тёплой полянке отдохнуть. Травка такая мягкая тёплая. Солнце такое тёплое светит. Ножки у Колобка устали. Ручки у Колобка устали. Улёгся Колобок на тёплой и мягкой травке. Ручки вытянул. Ножки вытянул. Стал Колобок согреваться. Ножки у него стали тёплые, тяжелые, приятные. Ручки у него стали... животик у него стал…
Текст нужно повторять. Например, Колобок после встречи с каждым последующим персонажем опять «прилёг-устал», теперь уже вдвоём. Повторение - один из ключевых моментов Эриксоновского гипноза. Кроме того, для усиления ассоциирования с уставшим Колобком, можно вплетать в текст связки с самим ребёнком. Например:
Потом он встретился с Волчком. Волчок и говорит: "Колобок, ты такую большую дорогу прошёл. Ты не устал?". А Колобок отвечает: "Устал, конечно". Мы целый день с Серёжей (Колей, Наташей, Олей, Светой, Юрой - вставьте своё) в машинки играли и та-а-ак уста-а-али.
Последний и самый важный момент - дыхание. Дышите ровно спокойно, дети присоединяются к вашему состоянию, создается связь. Если рассказчик говорит (или поёт колыбельную) быстро, без перерывов, торопится, задерживает дыхание, то и слушатели будут задерживать дыхание и оставаться в напряжении.
Если вы захотели зевнуть -ЗЕВАЙТЕ. громко медленно чтобы дети услышали.
Эриксоновский гипноз учит нас, что задержка дыхания гипнотизёром помогает резко ввести пациента в сон.
Сладких снов вам и вашим детям!