Второй год жизни (от года до двух лет).
После первого года жизни темпы физического развития становятся менее интенсивными. И это не удивительно, ведь самое трудное уже позади. Ваш драгоценный малыш проделал такую сложную работу, что следующие шаги будут даваться ему все легче и легче.
Функционирование организма.
Следите за тем, чтобы питание было правильно сбалансировано. Очевидно, что перекармливание ведет к ожирению, но ребенок растет, поэтому ему необходимо постоянное поступление белка в организм. Углеводы и жиры также должны присутствовать в достаточном количестве. Если их слишком мало, то на удовлетворение энергетических потребностей расходуются белки (главное же назначение белка формирование и рост тканей). Конечно же, не забудьте ввести в рацион витамины и минеральные вещества.
Сразу после года лучше отменить ночное кормление, однако если у ребенка плохой аппетит, то подкармливайте его ночью до середины второго года жизни. Что касается «перекусов» между кормлениями, здесь также должен быть индивидуальный подход. Между основными приемами пищи подкармливать ребенка нежелательно, но если вы заметили, что он устал и проголодался, ему необходимо подкрепиться.
Никогда не заставляйте ребенка есть, если он не хочет! Если он сыт, не глотает пищу и держит ее во рту, а вы в это время засовываете ему новые ложки каши, это блокирует нормальное слюноотделение и может вызвать настоящее отвращение к еде.
Очень важно в этом возрасте сформировать здоровые предпочтения в еде. От питания зависит здоровье главных органов и систем организма: желудка, печени, кишечника, кровеносной и мочевыделительной систем. Если вы сумеете правильно сформировать рацион, то у ребенка в будущем будут здоровые зубы, острое зрение, гармоничное телосложение.
Когда вы никуда не спешите, развивайте самостоятельность ребенка во время еды. Будьте спокойны и благожелательны, когда он учится пользоваться ложкой, не торопите его. Позвольте ему есть неочищенные фрукты: пусть малыш пытается кусать и жевать яблоки и груши. Это отличная тренировка для зубов, десен и жевательных мышц.
К концу первого года жизни должны появиться уже восемь зубов (резцов). Верхние премоляры ( временные коренные зубы) прорезаются в двенадцать-пятнадцать месяцев, а нижние в тринадцать-пятнадцать месяцев. Острые бугорки на этих зубах иногда делают прорезывание довольно болезненным. В период от восемнадцати до двадцати месяцев появляются все четыре клыка. Еще четыре премоляра пробиваются к концу второго года. Конечно же, молочным зубам нужен уход: после кормления всегда давайте ребенку немного воды. Как только у малыша появились четыре резца сверху и четыре - снизу, купите ему первую зубную щетку, очень мягкую, и научите его правильно чистить зубы.
До полутора лет дети мочатся часто (происходит это рефлекторно), хотя некоторые умеют контролировать этот процесс уже после года. Но здесь все индивидуально: вас не должно беспокоить, если до трех лет ребенок будет мочиться по ночам.
Частота и регулярность стула, как правило, устанавливается к двум годам. Она колеблется от одного раза в два дня до одного-двух раз в день. Если стул достаточно регулярен, то будет несложно научить ребенка пользоваться горшком.
Например, у вашего сына или дочки наступает потребность освободить кишечник через 10-15 минут после завтрака. В это время посадите ребенка на горшок, но не дольше чем на 5-10 минут. Если все прошло успешно, обязательно похвалите малыша.
В возрасте от полутора до двух лет многие дети спят днем около четырех часов (два раза). Нормален как такой режим, так и более активный, когда ребенок отказывается от второго дневного сна.
У детей развиваются способности адаптации к жаре и холоду. После года вы можете позволить им играть под прямыми лучами солнца. Однако на пляже годовалому малышу лучше находиться под зонтиком. В начале лета (пока кожа еще не привыкла к солнечным лучам) аккуратно дозируйте время пребывания под солнцем.
Двигательная активность и взаимодействие с окружающим миром.
Ходить ребенок начинает в начале второго года жизни. Некоторые дети поначалу ходят боком и предпочитают ходьбе ползание и передвижение на четвереньках. Многие не могут самостоятельно разворачиваться назад, даже если уже и не держатся за опору. Повороты дети осваивают только к полутора годам. В этом возрасте они сгибают руки в локтях и прижимают их к туловищу. Согласованные движения рук при ходьбе формируются постепенно, когда руки и плечевой пояс становятся более независимыми.
Когда малыш стоит, то еще не может полностью выпрямить бедра, и потому выпячивает вперед животик. Подниматься без поддержки из положения на животе и на спине он начинает к полутора годам. К концу второго года жизни он пытается двигаться комбинированно: например, подниматься и спускаться по ступенькам. Ребенок уже способен бегать, прыгать и ходить назад.
Развивается и руки. Дети уже пытаются строить башенки из кубиков, поднимать одной рукой несколько маленьких предметов.
Предречевое развитие.
Одни малыши начинают активно говорить к полутора-двум годам жизни (активный словарь ребенка к двум годам составляет около 300 слов), другие до двух лет употребляют всего два-три слова. В любом случае, первые слова приносят большую радость не только родителям, но и самим малышам. Иногда дети предпочитают повторение слов занятиям с игрушками. Они с удовольствием вновь и вновь повторяют слова и звуки. Важно заметить, что звуковое подражание взрослому постепенно сменяется осознанным называнием конкретных предметов.
Когда маленьких детей редко берут на ручки, они становятся вялыми и апатичным. Однако ребенок может устать от избытка общения. Не держите его на руках дольше, чем это нужно: раскапризничавшийся малыш иногда успокаивается, если его просто кладут в кроватку в тихой комнате. Дети любопытны и энергичны, но не перегружайте их впечатлениями. Переутомление вызывает слезы и нервные движения.