Продолжение статьи, начало здесь:
Различия в экологической функции
Одно фундаментальное различие между языком и музыкой касается их экологических функций в жизни человека. Вкратце — язык передаёт пропозициональную мысль, а музыка усиливает аффект (эмоции).
Сообщения, которые передаёт язык, могут быть о людях, объектах, местах, действиях или любом виде абстракции. Язык может передавать информацию о прошлом, будущем, видимых и невидимых вещах. Лингвистические высказывания могут использоваться для предоставления информации, подачи запросов на действия, задавать вопросы, давать указания и распоряжения, вести переговоры, брать на себя обязательства (включая обещания), утверждать авторитет и строить аргументы о различиях между языком и музыкой.
Лингвистические сообщения отличают информацию, воспринимаемую как новую для слушателя («фокус»), от информации, которая вообще передаётся слушателю («общие основания»), могут включать социальные различия между говорящим и слушателем («почтительные обращения»). Суть лингвистического высказывания может быть переведена с любого языка на любой другой, при наличии соответствующей лексики.
Ни одна из этих функций не может быть реализована музыкой. В частности, хотя можно переводить, скажем, с японского на суахили, нет смысла думать о переводе с рок-н-ролла на индийскую рагу, и тому подобное.
Теперь рассмотрим, для чего используется музыка. Вероятно, наиболее далекими от эволюционных корней музыки являются такие виды использования, когда люди сидят и пассивно слушают музыкальное представление.
Многие различные варианты использования музыки в традиционных культурах представляются в качестве первоначальной «адаптивной» функции музыки, хотя фактических данных мало.
Можно составить список этих различных видов использования музыки, чтобы увидеть их разнообразие. Что в них общего — усиление аффекта, связанного с деятельностью. Если кто-то хочет назвать это «музыкальным смыслом», это вполне возможно, но ясно, что этот «смысл» не имеет отношения к языковому лексическому значению.
Колыбельные усиливают ощущение успокаивающей близости; любовные песни усиливают любовь и страсть; баллады усиливают эмоциональное воздействие истории.
Другая разновидность музыки предназначена для того, чтобы петь или играть вместе. Рабочие песни задают ритм работы, часто скоординированный, а также усиливают эффект согласованного действия. Марши усиливают скоординированное действие ходьбы, часто милитаристское или церемониальное.
Религиозная музыка усиливает трансцендентность или духовность, с аффектами, от медитативных до безумных. Танцевальные мелодии стимулируют аффективные или выразительные движения тела. Существует жанр песен, которые поются в коллективных ситуациях, например, у костра или в баре; функция таких песен состоит в том, чтобы усилить чувство общности.
Еще один вид музыки, фоновая музыка, возможно, воспринимается подсознательно (нет сопоставимого подсознательного использования языка).
Музыка не может быть использована пропозициональным способом, но язык, очевидно, может быть использован для эмоционального выражения. Например, такие высказывания, как «Ты идиот» и «Я люблю тебя», очевидно, передают аффективный контент, хотя совсем не в том смысле, в каком нам нравится музыка.
Хотя, есть широкий спектр риторических приемов в языке, которые заимствованы из музыки. Поэзия использует изохронность или строгий ритм, который приближает лингвистические высказывания к метрическому характеру музыки.
Использование рифмы в поэзии также соответствует ритмическим моделям гармонического и мелодического ожидания в музыке. Привлекательность поэзии (даже для детей) предположительно происходит от аффекта, вызванного таким ритмическим паттерном.
Точно так же использование шаблонов призыва и ответа (как в определенных стилях проповеди) оказывает сильное влияние, аналогичное опыту хорового пения. И, конечно, сочетания музыки и языка встречаются повсеместно — в песне, где язык следует за музыкальными ритмами, в песнопении (например, речитативе), где мелодия следует за ритмами речи, и в рэпе, где слова без мелодии следуют за музыкальными ритмами.
Можно предположить, что поэзия является результатом наложения музыкальных принципов в некоторой степени на языковые высказывания. Таким образом, в той степени, в которой поэтическая форма передаёт аффект, это происходит именно потому, что она использует принципы музыкального восприятия, которые обычно не связаны с языком.
Кроме того, и язык, и музыка передают аффект посредством тона голоса. Однако это совпадение не является доказательством того, что эти две способности одинаковы. И это не приводит к неизбежному выводу о том, что язык и музыка развивались как единая способность, которая позже разветвилась (существует и такая гипотеза). Вполне вероятно, что они являются независимыми эволюционными специализациями общения приматов.
С использованием материалов статьи (англ.), опубликованной University of California. Продолжение следует...
Классическая гитара, путеводитель по каналу