Общаясь не так давно где-то за пределами Родины на одном международном форуме с другом американцем, я услышал от него интересную фразу о том, что сейчас настоящий рай для инвесторов – это Монголия, и, что уже в течение ближайших 5 лет эти ребята точно догонят и перегонят друзей арабов из Эмиратов. Товарищ мой – достаточно известный в деловых кругах человек, поэтому тема меня сильно заинтересовала. Спустя пару месяцев после этого разговора подвернулся удобный случай, и я с удовольствием полетел в Улан-Батор, тем более было интересно посмотреть на страну, в которой в детстве прожил 7 лет.
Первое, что бросилось в глаза, за те без малого 40 лет, пока меня здесь не было: тогда и сейчас – это ну очень большая разница, по сути, две разные страны. Площадь Сухе-Батора почти полностью окружена высотками, модными отелями и бутиками, в центре появились роскошные особняки, самый распространенный авто – Land Cruiser или что-то похожее, люди стали другие, не только внешне, но и внутренне. Музыка, кинематограф, телепередачи и пр. – все другое!
Конечно, что-то осталось неизменным, но речь о другом: как и почему монгольская экономика сможет занять лидирующие позиции в ближайшие годы?
О том, что за последние несколько лет она, эта самая экономика Монголии,переживает небывалый подъем, можно узнать из открытых и самых разных источников. Согласно Всемирному докладу ООН, по динамике роста она уверенно вошла в первую 20-ку, а в ближайшие годы, по мнению авторитетных экспертов, станет еще более привлекательной для инвесторов.
Кстати, когда мы с друзьями захотели поужинать в день прилета в более-менее приличном ресторане, нас ждал настоящий шок – мест нет! Уже сейчас в Улан-Баторе место в хорошем пабе необходимо заказывать заранее: многие заведения «забиты» зарубежными гостями из США, Австралии, Канады, Европы, Ближнего Востока. Особенно эту страну полюбили шейхи из Кувейта.
Откуда такой «наплыв» представителей самого разного бизнеса? Что их так тянет в Монголию?
Во-первых, горнодобывающая промышленность. Богатые месторождения меди, угля, золота, серебра, урана, молибдена и прочих редкоземельных металлов, а также неразведанный потенциал страны привлекают геологов, инвесторов и специалистов. Несмотря на то, что большинство месторождений не изведано, уже сегодня 80 % экспорта составляют полезные ископаемые. И эта цифра в ближайшее время перевалит за 90 %. В стране выдано уже более 3000 лицензий на добычу полезных ископаемых.
Второе. Транзит грузов и пассажиров. Если эта тема вас интересует более подробно, как, впрочем, любопытные и интересные факты о Монголии, в самом конце моего рассказа дам ссылку на фильм, который мы сняли, находясь там.
Третье. Строительство. Строят все и везде: новые отели, рестораны, торговые центры растут, как грибы. По сути страна, особенно столица, переживают строительный бум. Ну и наконец, быстрорастущий рынок сырья.
Впрочем, есть темы, о которых в СМИ не пишут, но они не менее важны и являются приоритетными в государственной политике Монголии на самые ближайшие годы. По крайней мере, на 6 последующих лет точно. Объясню,почему именно на 6 лет.
Экономический подъем Монголии, особенно в последние годы, связан непосредственно с главой государства. Президент Монголии Халтмаагийн Баттулга – человек неординарный, харизматичный, жесткий, но прагматичный и мудрый. Владеет в совершенстве тремя языками: монгольским, русским и английским. Отлично рисует. Для большинства жителей страны он – национальный герой: прошел сложный путь от самых низов до первого человека государства, заработал свое состояние с нуля, дважды становился чемпионом мира по самбо. О президенте Монголии можно долго рассказывать, но важно не это. Большинство жителей страны связывают с ним стабильность и рост своего собственного состояния. А с учетом того, что страной он правит всего лишь два года (по местным законам, президентский срок ограничен двумя), то, скорее всего, время, которое Халтмаагийн Баттулга постарается максимально эффективно использовать для многочисленных и намеченных преобразований – это предстоящие 6 лет.
Из огромного числа перспективных проектов и тем в Монголии, главная на сегодняшний день – развитие туризма. Да, да, именно туризм. И задача, стоящая перед главой государства и кабмином – увеличение турпотока ровно в два раза, то есть к 2020 году количество людей, которых манят пустыня Гоби и другие культовые места страны, должно превысить миллион!!! Для страны, где проживает около 3 миллионов человек – это вполне амбициозный план! И вполне реализуемый!
Второе. Экология. Несмотря на девственность монгольской природы, проблемы экологии – актуальны и первостепенны. Особенно это касается столицы – города Улан-Батора.
Третье направление – это инфраструктура и транспорт. По количеству пробок Улан-Батор, наверное, превосходит все мегаполисы мира, плюс огромная территория страны с небольшими городами и населенными пунктами. Поэтому помимо модернизации существующей транспортной инфраструктуры и реализации нескольких государственных проектов в этой области, очевиден спрос не только на привлечение инвестиций в развитие автомобильных и железнодорожных дорог, в авиа-инфраструктуру, но и на внедрение современных инновационных решений. Такой интерес вполне объясним: рост туризма требует модернизации всей инфраструктуры.
Прагматичные японцы, например, не так давно построили недалеко от столицы Монголии новый аэропорт, полностью на 100 процентов профинансировав проект. Что касается внедрения инноваций. Как ни странно, но Монголия стала вторым государством в мире (после Объединенных Арабских Эмиратов), где были достигнуты договорённости с руководством страны о реализации самого крупного инновационного проекта в транспорте – строительстве высокоскоростной трассы SkyWay. В настоящее время прорабатываются детали предстоящего контракта.
Все это к тому, что страна открыта к новациям, президент готов рассматривать самые амбициозные и современные проекты, что на государственном уровне есть понимание – вложенные сегодня в экономику сотни миллионов долларов уже в самое ближайшее время принесут миллиарды.
Приведу простой наглядный пример. Страна не имеет выхода ни к морям, ни к океанам тем более. Тем не менее, более лет 15 назад ей удалось зарегистрировать свой судовой регистр (The Mongolia Ship Registry Pte Ltd), и в настоящее время под монгольским флагом уже ходит почти 500 судов, причем каждый месяц их число увеличивается примерно на 10. Только за год это пополняет госказну на 20 миллионов долларов. Ну не молодцы ли?Кстати, вопрос на засыпку, а сколько судов ходит под российским флагом?
По оценкам ряда авторитетных экспертов, через 5-7 лет Монголия будет сопоставима с теми же Арабским Эмиратами. И здесь, как для инвесторов, так и для представителей бизнеса, важно понимать – кто успел, тот уже точно не опоздает.
Для любителей природных пейзажей и прочих красот Монголии, интересных фактов про нее, а также для тех, кто связан с логистикой, с радостью выкладываю ссылку на наше небольшое кино про эту удивительную, колоритную и необычайную страну с грамотным и радеющим за нее руководителем (горжусь, что имел честь с ним познакомиться лично). С фильмом можно подробнее ознакомиться по ссылке: https://youtu.be/6wzxfWwqisE