Найти тему
НУАР-NOIR

Революционный, но забытый фильм Мартина Скорсезе

«Берта-Товарняк» как «Бонни и Клайд» на протестный манер

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Будем признательны, если Вы дочитаете материал до конца и задержитесь здесь хотя бы на пару минут. Заранее спасибо! Приятного вам чтения!

 Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)
Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)

Перефразируя финальную фразу из фильма «Достучаться до небес», скажем: «В интернете только и разговоров, что о последней гангстерской кинокартине Мартина Скорсезе»

Удивитесь, но были времена, когда имя этого великого режиссера не было известно широкой публике. И мы хотим заглянуть именно в это время, дабы рассмотреть киноленту, которую сейчас почти никто не вспоминает. Шел 1971-ый год. Контркультура, породившая «новый Голливуд», постепенно шла на спад. Нео-нуар, набирал силу и в моду вновь вошли гангстеры.

"Бульварная" афиша к фильму "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)
"Бульварная" афиша к фильму "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)

Молодой режиссер Мартин Скорсезе был категорически недоволен тем, как подавалась криминальные ленты того времени. Он словно решил бросить вызов САМОМУ Артуру Пенну и снять альтернативных «Бонни и Клайда». Скорсезе полагал, что в действиях «криминальных возлюбленных» могло бы быть больше социального протеста. Тем более что их действия приходились на годы «Великой депрессии», когда не было разницы: умереть от пули или от голода. Смерть казалось одинаковой в любом случае.

 Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)
Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)

Надо отметить, что в действиях грабителей со «Среднего Запада» всегда была политическая подоплека. Легендарный Джесси Джеймс был в прошлом солдатом Конфедерации, который так и не смирился с поражением. «Красавчик» Флойд, когда грабил банки, то уничтожал закладные, чтобы тем самым помочь обездоленным фермерам.

 Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)
Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)

Скорсезе решил использовать характерный для нуара прием, а именно вывести на экран реальную историю. В данном случае речь шла о банде Берты Томсон, которая в годы кризиса промышляла ограблением почтовых вагонов на территории Арканзаса. Весьма интересно, что к моменту выхода фильма на экраны, Берта Томсон ещё была жива (что большая редкость для налетчиков).

 Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)
Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)

Спецификой фильма стало то, что ограбления подаются как часть социально-политического протеста. По крайней мере, один из предводителей группы, «Большой» Билли Шелл был убежденным социалистом и профсоюзным активистом, который пытался организовать борьбу железнодорожных рабочих. На криминальный путь он становится совершенно случайно.

 Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)
Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)

Новый лидер показов нашего канала

В фильме показано, как поначалу он пытался помогать (посредством награбленных денег) профсоюзам. Так же во время налетов заставлял кассиров выдавать труженикам заметно большую зарплату («Добавьте в каждый из конвертов по десять долларов»). Впрочем, специфика криминальной жизни как раз и состоит в том, что она затягивает и постепенно меняет человека. Если «Большой» Билли сопротивляется тому, чтобы стать простым грабителем, то Берта Томсон с самого начала хочет красиво жить и ни в чем себе не отказывать. По большому счету именно она является вдохновителем банды.

 Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)
Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)

По этой причине фильм и был назван «Берта по прозвищу Товарный вагон». Есть иные переводы: «Берта из товарного вагона» или «Берта-товарняк». Лента была снята в рекордные для того времени три недели и…. И не заслужила признания. С одной стороны, её посчитали излишне «красной». Кроме этого раздавались голоса, что предложенная история фактически являлась «калькой» с «Бонни и Клайда».

 Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)
Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)

Юный ангел мрачного кино

В итоге, чтобы хоть как-то продвинуть ленту для неё создали специальную «бульварную» афишу. Берту обрядили в чулки, сделав почти пин-ап-моделью, а «Большому» Билли «вручили» в руки автомат Томпсона, хотя тот в фильме его не раз не использовал. Да и вряд ли у бедноты из Арканзаса были средства на скорострельное оружие.

 Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)
Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)

Хотя нельзя не отметить несомненных плюсов, которые заставляют говорить о том, что фильм «Берта по прозвищу Товарный вагон» опередила свое время. Криминал подается не в чистом виде, но как выражение социального недовольства. Смешивались разные элементы. В итоге грабежи поездов, которые (казалось бы) были частью вестерна, удачно вписались в традиции нарождавшегося нео-нуара. В классическом нуаре этот вид преступлений был показан в фильме «Белое каление» (1949).

Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)
Кадр из фильме "Берта по прозвищу Товарный вагон" (1972)

Сайт про жанр нуар http://noir-film.ru/

Опять же Скорсезе открыл зрителю Дэвида Кэррадайна (тот самый Билл из «Убить Билла»). В его персонаже есть нечто библейское. Несмотря на то, что он является социалистом, почти «большевиком», он наизусть знает Библию. В концовке фильме его распинают, прибивая к дверям вагона. В некоторой части его действия походят на «налеты» Котовского (сцена в особняке).

Фильм достоин того, чтобы его пересмотреть и увидеть с чего начинала легенда мирового кинематографа. На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в скором будущем мы продолжим анализировать «забытые» фильмы Скорсезе. А потому не забывайте читать наши материалы! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»