Найти тему
Изучаю людей

Ребенок не говорит - самые сложные случаи. Часть 4

Сегодня самое интересное. То, обо что я споткнулась в первые годы своей практики. В предыдущих статьях я писала о важности знания и применения в практике онтогенетического принципа и принципа учёта ведущей деятельности. А также про эмоциональную сферу и подражание. Все это - фундамент для развития речи. Если что-то из составляющих не подвезли, поедет здание. Но... Не подвезти могут и доски. То, что выше. 

Фундамент построен, ребенок и логопед увлеченно заняты совместной деятельностью, ребенок старательно подражает, весьма доволен происходящим, логопеда любит и уважает, но... Ни звука.

Такие-то дети мне и попались сразу же, как только я закончила ВУЗ и приступила к работе. Причем, судя по имеющейся тогда литературе, такие дети достались только мне. Маловероятно, конечно, но я не могла объяснить чем-то ещё факт полного отсутствия в литературе методов формирования речи у молчащих детей.

Не агукающих, не лепечущих - молчащих! Или, как вариант, произносящих какие-то звуки, но не соединяющих их в слова и не повторяющих за взрослым. Все пособия, гордо называющиеся как-то вроде "500 способов разговорить малыша", упорно начинались со страниц с заданиями вроде - Смотри, киса. Вот киса. Она говорит - мяу! Повтори - мяу!

Далее предполагается что ребенок резво и охотно повторяет, и мы бодро скачем дальше. Корова МУ, собака Ав, и мы все это так быстренько во фразу соединили и вуаля - наш малыш заговорил! Один только вопрос - если бы все было так просто, зачем логопед? Родителю книжку выдать, и вперёд. Там все просто как три копейки, и чему их в институтах учат...

Тогда я так и не нашла ответа на свой вопрос. И парочка молчащих детей в моих руках так молчащими и остались. Очень хочется верить, что позже им попался специалист, на опыте постигший глубже. Как постигла и я, но позже. 

Итак, фундамент мы выстроили, но подражание не работает, эмоции не побуждают, совместная деятельность не вызывает. Раскрываю самые секретные секреты, тяжёлую артиллерию в логопедии. Нужную далеко не всегда и не всем, к счастью. Нужную настолько нечасто, что описание ее практически не встречается в литературе для студентов. Точнее, подскажу, где встречается. В пособиях, посвященных логопедической коррекции ринолалии.

Но прежде чем перейти к методам, сначала поясню причины. Почему же не подвезли доски-то. Сразу оговорюсь - сейчас я пишу о детях с сохранным физическим слухом. Вообще подражание и эмоции - великая сила, и если они не работают, значит что-то сильно не так технически. То есть ребенок хотел бы подражать, да нечем. Органы - не работают. Какие органы, сейчас разберемся.

Первое, что приходит в голову и наиболее очевидно - собственно артикуляционный аппарат. Язык, губы, щеки, голосовые складки. Паралич, обездвиженность, гипер или гипотонус вследствие ДЦП, травм, операций на головном мозге, инсультов (да, у детей бывают) и прочих тяжёлых состояний. Отсутствие органа, не дай Бог. Как раз та самая ринолалия вследствие расщелины, а попросту говоря, дырки вместо неба. И без языка рождаются. И ни одно УЗИ на раннем сроке этого не увидит, дорогие сторонники абортов. Если с последним мы ничего сделать не можем, то с параличами и тонусом мы поборемся. И расщелину закроем оперативно. А далее логомассаж и пассивная (руками логопеда) артикуляционная гимнастика нам в помощь. А потом, глядишь, и до активной докатимся.

Это была первая причина отсутствия речи при сохранности базы.

Вторая - все вроде бы на месте и функционирует. И даже какие-то звуки издаются. Но в слова не складываются, речь не формируется, сам вроде случайно что-то произносит, но никогда не повторит. Тут проблема поглубже. Звуки есть, слух есть, но нет абсолютно никакой связи между звуком, воспринимаемым ухом - и тем положением, которое надо изобразить во рту, чтобы похожее воспроизвести. Это состояние называется апраксия. Выступает как сольно, так и составляющей частью многих других состояний. Встречается чаще, чем хотелось бы. И как эту связь все же сформировать - расскажу в следующих выпусках 😊

И, наконец, третья причина, типичная для сенсорной алалии и для РАС - не понимает. Слышит. Даже может воспроизвести. Как я, учась в школе, прекрасно воспроизводила английский текст, не понимая ни единого слова в нем. Ну не хотела я его тогда учить. Зато произношение было идеальное, всякие языковые нюансы на слух я всегда хорошо воспринимала, и эта самая связь, упомянутая мной чуть выше, была у меня сформирована на пять с плюсом. А вот понимать не хотела. Ну а упомянутые мной дети - не могут.

О том, как работает логопед с этими тремя категориями - расскажу, ну а напоследок в этой статье подчеркну, что все равно - сначала фундамент. Потом речь. 

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6