Найти тему

ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Переоценить значение такого материала, как дерево, в жизни человека трудно: несмотря на развитие новых технологий, потребность в древесине и продуктах из нее в жизни современных людей едва ли меньше, чем во времена наших предков. Поэтому лесозаготовка является одной из наиболее интенсивно развивающихся отраслей человеческой жизнедеятельности.

Ежегодно на профильных выставках во всем мире — будь то европейские Ligna и Elmia Wood или же российские Woodex и «Русский лес» — экспонируются многие десятки, если не сотни моделей лесозаготовительной техники. И каждый раз среди них немало как абсолютных новинок, так и популярных моделей, усовершенствованных своими создателями либо адаптированных ими к потребностям того или иного регионального рынка. Для традиционного декабрьского обзора машин, предназначенных для лесного дела, мы выбрали несколько единиц техники, показавшихся нам особенно интересными.

Восьмиколесный харвестер Komatsu 901XC для выборочной рубки

Высокая маневренность, впечатляющая устойчивость — вот главные отличительные черты нового харвестера для выборочных рубок, который входит в серию ХС, объединяющую технику Komatsu Forest для эксплуатации в особо сложных условиях.

Машина весом в 20 тонн имеет дорожный просвет 650 миллиметров и габариты в транспортном положении 7675х2996х3810 миллиметров (с 710- и колесами). Харвестер оснащается на выбор манипулятороми 200Н или 210Н DT, способными работать с вылетом 10 и 11 метров соответственно.

Модель 901ХС в силах одинаково хорошо выполнять работу как на горных склонах, так и на слабонесущих грунтах: восемь колес обеспечивают харвестеру отличную устойчивость и одновременно низкое давление на поверхность. В соответствии с концепцией Komatsu, реализуемой компанией уже 33 года, у харвестера поворотная задняя ось, а кабина и манипулятор находятся прямо по центру базовой машины, что позволяет обеспечить оптимальный баланс между низким центром тяжести и давлением на грунт. К важным особенностям машины также нужно отнести жесткое шарнирное соединение и качающуюся заднюю ось, которые в сочетании с цилиндрами наклона кабины обеспечивают харвестеру хорошую управляемость на сложных грунтах.

-2

Харвестер оборудован шестицилиндровым турбодизельным двигателем 66WF-4V-AWF мощностью 170 киловатт, соответствующим самым строгим экологическим требованиям по выбросам опасных частиц и оксидов азота. Кроме того, 901XC оснащен трехнасосной гидравлической системой 3PS, которая обеспечивает гидравлический поток 548 литров в минуту. Уникальная оптимизация давления и гидропотока системы 3PS позволяет одновременно использовать сразу несколько функций манипулятора и харвестерного агрегата, при этом мощность гидравлики поддерживается на максимальном уровне.

Кабина нового харвестера отличается интенсивной вентиляцией и в целом высоким уровнем комфорта для оператора, отличной обзорностью, оптимальным расположением монитора, а также системой выравнивания, которая даже на склонах позволяет кабине сохранять горизонтальное положение. В качестве опции вместо базового может быть установлено сиденье, поворачивающееся на 180 градусов. Также опционально кабина может оснащаться подогревом пола, дополнительным освещением, добавочными отсеками для хранения и тремя системами джойстикового управления на выбор (включая джойстики ЕМЕ).

У 901ХС для повышения производительности усилен карданный вал трансмиссии. Система выравнивания манипулятора позволяет машине эффективно работать в гористой местности, где на уклоне поворотное усилие обычно ухудшается. Это позволяет новому харвестеру эффективно работать на максимальном вылете стрелы даже на склонах.

Новый форвардер от John Deere

-3

Американская компания John Deere является одним из главных поставщиков новинок для мировой лесозаготовительной отрасли — и в нынешнем году без новой модели также на обошлось. На выставке Elmia Wood, традиционно проходящей в Швеции, John Deere продемонстрировала форвардер 1510G грузоподъемностью 15 тонн. Машина оснащена оригинальным двигателем мощностью 164 киловатта, механико-гидростатической трансмиссией и гидравлической системой с обратной связью. Вылет манипулятора у машины может составлять 7, 2, 8,5 или 10 метров. Все операции манипулятором совершаются с большой точностью. Система интеллектуального управления манипулятором IBC позволяет сократить время обучения новых операторов и значительно повысить эффективность их работы – во многом благодаря новому программному обеспечению IBC 2.0, которое значительно повышает точность управления манипулятором, особенно при работе на большом вылете.

-4

Как и другие форвардеры этой марки, новая машина оборудована системами охлаждения с автоматическим реверсивным гидравлическим вентилятором, а также усиленными рамами с V-образной нижней частью. Конструкция межрамного сочленения и рамного тормоза форвардеда позволяет добиться высокой маневренности и проходимости. Система интеллектуального управления манипулятором обеспечивает минимальное время цикла за счет высокой плавности и точности при погрузке-разгрузке. Линейка форвардеров John Deere включает в себя модели грузоподъемностью от 11 до 19 тонн, которые используются как при сплошных рубках, так и при рубках ухода.

Двигатель нового форвардера 1510G отличается увеличенной мощностью и крутящим моментом, что вместе с эффективной трансмиссией позволило конструкторам повысить тяговое усилие новой машины. Благодаря новым контроллерам и архитектуре шины CAN удалось сократить количество разъемов, реле и предохранителей и повысить надежность всей электрической системы.

Форвардер Rottne для российского рынка

-5

Говоря о форвардерах, нельзя пройти мимо еще одной новинки, на этот раз — европейского производства. Речь о модели F15 8WD производства шведской компании Rottne. У себя на родине это весьма известное предприятие, которое с прошлого года активно взялось за освоение российского рынка. Официальным дистрибьютором харвестеров и форвардеров Rottne в России стала компания «Ферронордик Машины». Как подчеркивают ее сотрудники, новая линейка техники Rottne изначально создавалась в соответствии с особенностями лесозаготовки в нашей стране.

-6

Первой из выпущенных моделей стал форвардер F15 8WD грузоподъемностью 15 тонн, который, как и предыдущая модель, одинаково хорош и для сплошной вырубки, и для рубки ухода. Форвардер оснащен восьмью колесами с портальными тандемными тележками и прицепом с центральной рамой конической формы, что обеспечивает дополнительный дорожный просвет серединной части. Из кабины с большими окнами и современной приборной панелью низкого размещения обеспечивается отличный обзор. Как форвардер, так и другие машины Rottne для России оснащаются надежными и экономичными двигателями производства Volvo.

Гидроманипулятор Palfinger Epsilon M100L97 для погрузки леса

-7

Производители новинок в сегменте сортиментовозов стремятся оборудовать свои модели надежными, испытанными гидроманипуляторами, которые гарантированно прослужат покупателю долгие годы. Модель PALFINGER Epsilon M100L97 — как раз одна из таких.

Не будет преувеличением сказать, что это самая популярная модель лесного манипулятора иностранного производства на российском рынке. Симпатии российских специалистов лесного дела она заслужила благодаря своей безотказности и простоте в эксплуатации и обслуживании.

Гидроманипулятор с одноконтурной гидравлической системой предназначен для погрузо-разгрузочных работ с сортиментом, обеспечивая грузовой момент 92 кНм и максимальный вылет стрелы до 9,7 метра.

-8

Металлоконструкция гидроманипулятора рассчитана на срок эксплуатации в 15 лет. Литое основание колонны обеспечивает конструкции высокую надежность. Модель M100L97 полностью соответствует условиям работы в России и безотказно справляется с возложенными на нее задачами в диапазоне температур от -40 до +40 градусов по Цельсию. Лакокрасочное покрытие гидроманипулятора устойчиво как к физическому, так и к химическому воздействию. Рукава высокого давления расположены внутри металлоконструкции гидроманипулятора, что исключает возможность их повреждения.

-9

Гидроманипулятор с одной телескопической секцией весит около двух тонн и имеет увеличенную грузоподъемность за счет рычажной подвески основной стрелы. Предельная грузоподъемность этой модели на минимальном вылете составляет 3070 килограммов, на максимальном — 960 килограммов.

Управление гидроманипулятором оператор осуществляет с верхнего сиденья в ручном режиме — с помощью двух рычагов и двух педалей. В стандартную комплектацию PALFINGER Epsilon M100L97 также входят кнопка аварийного отключения и контрольный манометр.

Двухосный полуприцеп-сортиментовоз Meusburger Новтрак SH-249

-10

Хотя совместное российско-немецкое предприятие Meusburger Новтрак более всего известно производством прицепной техники с индивидуальными характеристиками — по требованию заказчика, — ряд востребованных моделей полуприцепов и прицепов этой компанией из Новгорода Великого выпускается серийно. Есть среди них и техника, предназначенная для лесопромышленного комплекса. Один из таких образцов — двухосный полуприцеп-сортиментовоз SH-249.

Масса полуприцепа в снаряженном состоянии — 8 тонн; масса перевозимого груза — до 37 тонн. Габаритная длина SH-249 – 12 500 миллиметров. Полуприцеп оснащен осевым агрегатом усиленного исполнения для тяжелых дорожных условий (2х12 000 килограммов) и рессорно-балансированной подвеской BPW (W-агрегат). Нагрузка полуприцепа на седельно-сцепное устройство — 21 тонна. Модель оснащается шинами с размерностью 295/80R22,5.

-11

Сортиментовоз разработан специально для работы в лесистой местности, чем и определяются его эксплуатационные характеристики. Нужно отметить, что эта модель прошла испытания суровыми условиями эксплуатации в Сибирском регионе.

Для погрузо-разгрузочных работ на SH-249 могут быть установлены агрегаты грузоподъемностью от 12 до 18 тонн. Впрочем, как на всех других моделях производства Meusburger Новтрак, желаемая комплектация сортиментовоза оговаривается дополнительно.

Перегружатель леса EC210B LC Prime на базе экскаватора Volvo

-12

Погрузо-разгрузочные работы в лесном хозяйстве далеко не всегда осуществляются в благоприятных условиях. Нередко занятой этим технике необходимо иметь шасси, позволяющее работать не только на необорудованной площадке, но и непосредственно на месте вырубки, то есть в условиях полного бездорожья. Гусеницы в качестве движителей как нельзя лучше позволяют справиться с подобной задачей.

Одна из наиболее выносливых гусеничных машин, используемых в лесной промышленности в России, — перегружатель EC210B LC Prime на базе экскаватора Volvo. Примечательно, что у этой модели, созданной на базе экскаватора с подъемной кабиной, мощность и производительность не принесены в жертву топливной экономичности. Высоконадежный дизельный шестицилиндровый двигатель Volvo с турбокомпрессором и системой непосредственного впрыска топлива отвечает требованиям стандартов токсичности отработавших газов и гармонично сочетается с гидросистемой, оптимизированной для выполнения работ в лесу.

В зависимости от комплектации машина имеет эксплуатационную массу 20 800—22 300 килограммов. Вылет стрелы — без малого 10 метров. Мощность двигателя экскаватора-перегружателя — 110 киловатт (150 л.с.). Модель работает с грейферными захватами для леса в диапазоне 0,3–0,8 кубометра, любой из которых в случае необходимости можно быстро — с помощью системы quick coupler – заменить ковшом, чтобы использовать технику для землеройных работ.

-13

Габариты перегружателя (длина/ширина/высота) — 9650х3000х2930 миллиметров. Высота выгрузки — 4090 миллиметров. Скорость перемещения — до 5,5 километра в час. Скорость поворота платформы — 11,6 оборота в минуту. Модель оснащена топливным баком емкостью 350 литров; расход топлива у экскаватора-перегружателя составляет 15–16 литров в час.

Вместо штатной кабины в качестве опций на перегружатель могут устанавливаться подъемная кабина CeDe с высотой подъема 2,4 метра (высота от земли до уровня пола в поднятом положении 3630 миллиметров) и проставка под кабину высотой 1200 миллиметров (высота от земли до уровня глаз оператора в поднятом положении 3,4 метра).

Перегружатель EC210B LC Prime новинкой не назовешь — он хорошо известен и весьма популярен в России. Несмотря на общие ограничения, присущие гусеничным экскаваторам — невозможность перемещаться по дорогам общего пользования и более медленную скорость работы сравнительно с колесными машинами, — он имеет целый ряд важных достоинств. Среди них — высокотехнологичная гидравлическая система, существенно облегчающая управление техникой, комфортное и безопасное место водителя, удобное и простое обслуживание, а главное — надежные силовые установки Volvo Construction Equipment с лучшими показателями экономичности в своем классе.

***

-14

Несмотря на то, что в России, как и в странах Северной Америки, большая часть (до 85%) объема лесозаготовок по-прежнему производится хлыстовым способом, машины для сортиментной заготовки также представлены на отечественном рынке немалым числом. Это объясняется тем, что в каждом отдельном случае работники отрасли подбирают оптимальный способ лесозаготовки и, соответственно, подходящую для него технику. Поэтому новые харвестеры и форвардеры, создаваемые в скандинавских и североамериканских странах, а также в Японии, год за годом находят своих покупателей в России — особенно заметной эта тенденция стала теперь, когда отечественная экономика понемногу выходит из кризиса, затянувшегося на три предыдущих года.

Лесозаготовительная отрасль является одной из сфер российской экономики, где доля зарубежной техники особенно велика. При этом ряд готовых решений могут быть представлены комбинацией «российский лесовоз + импортный кран-манипулятор», либо от начала до конца быть выполнены совместными предприятиями вроде упомянутого Meusburger Новтрак, чья техника сочетает в себе европейские технические решения с опытом многолетней работы в России и высокой степенью адаптивности к ее реалиям. 

-15