Найти тему
ATI.SU

Костромской синдром. Почему АСВГК врут и что делать, если вам "добавили веса"

О судебных разбирательствах и их перспективах подписчикам своего Youtube-канала рассказал президент ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. 

Часть проблем на автоматических постах весогабаритного контроля возникает тогда, когда их ни теоретически, ни практически быть не должно. Взять, например, международные контейнерные перевозки. Автопоезд пересекает границу и проходит при этом весовой контроль. Совершенно очевидно, что с превышением весогабаритных параметров он просто не попадет на территорию РФ. Взвешивание ТС проходит на весах гораздо более точных (с меньшими допусками и с меньшими погрешностями) чем те, что установлены на автоматических комплексах.

Но, увы, это не будет иметь никакого значения, если АПВГК в силу неисправности оборудования, вмешательства в работу компьютерных систем или ненадлежащего состояния дорожного покрытия комплекс «нарисует» превышение полной массы.

Живой пример: автопоезд-контейнеровоз, трехосный тягач с четырехосным прицепом. Приобретался специально для того, чтобы избежать возможных проблем с превышением весовых параметров при перевозке контейнеров. Разрешенная полная масса в такой конфигурации – 44 тонны.

По маршруту следования без проблем были пройдены 2 пункта весового контроля, однако позже из Костромы пришло постановление на 100 тыс. рублей. Костромской пост АСВГК намерял полную массу автопоезда аж в 47 876 килограммов. У руководителя транспортной компании вариант один – обжаловать постановление в суде, что собственно и было сделано. Но, по мнению судьи, оснований не доверять зафиксированным в акте сведениям не имеется. Виновны – платим штраф.

Данила Кудряшов, заместитель руководителя ТК «Трио Транс», Москва:

— Суть-то одна: контейнер проходит через границу, есть все декларации, известно, что вес контейнера – 29700 и машина весит 13500, общая масса не превышает допустимую, а в Костроме – пожалуйста, 47 тонн. В материалах дела все прикреплено: копии РЖД-шных накладных, справка о взвешивании на сертифицированных весах. Как можно доказать, что ты не виновен? 

Считаю, что очень полезно исходя из уже имеющегося у нас опыта разобраться, почему автоматический комплекс мог выдать такие результаты и почему судья принял именно такое решение.

Установка и дислокация АПВГК на российских дорогах регламентируется пунктом 5.2 119 приказа Минтранса. Приведём цитату из этого приказа.

Оборудование АПВГК устанавливается на участках автомобильных дорог, на которых не нарушается равномерность движения:
на расстоянии не менее 250 м от участков ускорения или замедления движения (нерегулируемых перекрестков, специально отведенных мест для отдыха, остановок общественного транспорта, объектов сервиса, сужения или расширения дороги, примыкания полос торможения или разгона и иные места);

Из материалов оспариваемого постановления, а также из фактической обстановки на месте дислокации АПВГК в Костроме совершенно четко видно, что нерегулируемый перекресток находится на расстоянии менее 50 метров от весоизмерительного оборудования.

119 приказ Минтранса однозначно говорит о том, что должно быть обеспечено прямолинейное, равномерное движение транспортного средства в зоне дислокации АПВГК, т.е. за 250 метров до него. Эти условия являются обязательными для получения объективных и корректных данных. Несоблюдение этих требований приводит к очевидному выводу: доказательства якобы имевшего места правонарушения (превышение весовых параметров) не могут считаться достоверными и корректными, так как в силу дорожной обстановки на перекрестке не исключается замедление или ускорение машины. А всякое нарушение условий равномерного движения ТС при прохождении датчиков весоизмерительного оборудования недопустимо, так как приводит к получению некорректных/недостоверных данных взвешивания.

Попробуем разобраться в логике и в ходе мыслей судьи Соболева из Дмитровского районного суда города Костромы. Cудья считает, что ссылка заявителя на 119 приказ Минтранса не принимается, поскольку не влияет на работу установленной в 2015 году системы, которая ежегодно проходит поверку.

Ну, допустим, есть у вас весы. Поверенные, работающие. Но установлены они на палубе корабля. Вы проводите взвешивание в шторм. Получите ли вы достоверные показания, при том что весы поверенные и работающие? Нет, потому что не соблюдается еще одно условие: весы должны стоять на горизонтальной неподвижной поверхности. Когда пол раскачивается, о какой точности показаний может идти речь? 

И вот здесь аналогия полная с тем, как установлены весы в Костроме. Но, как мы видим, у судьи Соболева своя правда. Вот что он пишет в решении:

Нерегулируемых перекрестков, мест отдыха, остановок ОТ не установлено.

Но в этом же решении чуть ниже:

Относимость фотоматериала к совершенному правонарушению также сомнений не вызывает.

Но на этих же фотоматериалах, не вызывающих сомнений, совершенно четко видно, что от места расположения элементов АПВГК до Т-образного перекрестка гораздо меньше, чем 250 метров – там и 50 метров едва наберётся.

Данила Кудряшов:

— Суд объективно должен оценить все материалы, предоставленные с комплексов фиксации и нами. Но суд всегда к выводу о том, что нет оснований не доверять сотруднику Госавтоинспекции или ЦАФАП. Есть поверка, значит все правильно, а то что вы предоставляете, это все фигня.
Как доказать свою невиновность? Пишешь в прокуратуру, пишешь в суды, предоставляешь достоверные сведения и никто их не принимает. Это игра в одни ворота. Нам забили гол, а мы ответный гол забить не можем. Не можем доказать, что мы не виноваты. Это бред, это не правовое государство!

Для меня совершенно очевидна мотивация районного судьи. Подтверди он несоответствие условий взвешивания даже в одном случае, остальные иски аналогичного содержания просто валом повалятся на этот самый суд. И незаконно оформленные штрафы придется возвращать автоперевозчикам. А кто ж это позволит? Как так? Собирали-собирали, а теперь отдавать обратно? Вот и выкручивается судья как может, по всей видимости понимая абсурдность своего решения. Пытаясь это даже как-то сгладить, назначая своей властью штраф ниже нижнего предела, установленного КоАП – в 50 тыс. рублей.

Данила Кудряшов:

— Он взял, изменил постановление и выписал штраф ниже порога. Я не понимаю, на каком основании это было сделано. Как в «Берегись автомобиля»: Деточкин виноват, но Деточкин не виноват.
Когда мы обжаловали постановление в областном суде, судья нам сказал, что мы рассматриваем административное правонарушение, и если у вас есть вопросы к комплексу фиксации, это, пожалуйста, в отдельном порядке можете рассматривать сколько угодно. Нам так и сказали – да, по 119 приказу рамка стоит не в том месте, но по данному административному делу вы виновны.

Но ведь судья обязан полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности. Не выдергивать факт из контекста, а исследовать всю совокупность фактов и факторов, которые привели к совершению правонарушения. Вот и разберись, судья, что же там всё-таки произошло и есть ли основания для возбуждения конкретного административного дела.

Озвучу еще раз свое оценочное суждение. Очевидно, судьям низового уровня гораздо проще, спокойнее и, наверное, безопаснее оставить все как есть. И не идти на прямой конфликт с местными властями. Потому что справедливость это одно, а наполнение регионального бюджета штрафами – это уже совсем другое.

При этом, с моей точки зрения, страусиная позиция судов и прокуратуры города Костромы может сыграть с ними злую шутку. Кто в теме, тот наверное помнит, как в Нижегородской области развивались события вокруг конфликта с АПВГК. Там как-то одномоментно валом пошли штрафы за перегруз, которые перевозчики считали необоснованными и незаконными. Однако ни суды, ни прокуратура, куда они неоднократно обращались, должным образом на эти жалобы не реагировали. Ответ был один – весы поверку прошли, все работает нормально, ваши претензии необоснованы.

Наши коллеги, налетевшие на штрафы в 100, 200, 300, 400 тысяч рублей, отправляли коллективные письма в Ниижегородскую прокуратуру, где максимально полно и подробно с фактами, цифрами и датами перечисляли свои претензии к работе АПВГК. Проводили собственные проверки достоверности показаний весовых комплексов, сравнивали с данными взвешивания на других постах. Семеновская рамка по полной массе могла «накинуть» 3, 4, 5 тонн. А по осевым нагрузкам стабильно давала превышение на 300-800 кг.

Понимая, что «рукописные» результаты к делу, мягко говоря, не подшить, перевозчики Нижнего Новгорода и Кирова сбросились на проведение настоящей полноценной экспертизы конкретного автопоезда через Вятскую торгово-промышленную палату. Именно ТПП и ее региональные отделения обладают статусом независимого эксперта.

Эта эпопея тянулась с апреля нынешнего года. Суды, прокуратуры, Росстандарт, обращения через аппарат уполномоченных по защите прав предпринимателей. Владельцы весов даже выпустили вот такой пресс-релиз. Исходя из этого текста всё у них было ровно и нормально.

Однако, есть такая штука как переход количества в качество. Количество обращений перевозчиков, видимо, перешло все разумные рамки, и вот результат. На очередном мероприятии в Нижнем Новгороде было озвучено поручение губернатора Нижегородской области разобраться, что происходит на постах АСВГК, бывает ли дым без огня. Оказалось – не бывает. 

С подачи уполномоченного по делам предпринимателей и под губернаторское поручение прокуратура – вот ведь какая неожиданность! – обнаружила очевидное для перевозчиков: и весы подвирают, и сотрудники Ростелекома, которому принадлежит весовое оборудование.

Таким же может быть алгоритм действий по обжалованию костромских постановлений за перегруз. Сегодня костромские суды и прокуратуры откровенно отбрыкиваются от наших обоснованных претензий, отделываются отписками. Почему – я уже объяснял: страус, голова, песок. Такие слова как совесть, справедливость, применительно к этой ситуации, наверное, произносить не стоит – не про чиновников они. Но уверен, что у этих товарищей должен сработать инстинкт самосохранения. За кресло свое они должны держаться. Ведь вот примеры – Нижегородская область, а чуть раньше в Свердловской прокуратуре обнулили 400 таких же необоснованных штрафов. Все равно эти косяки всплывут.

Под необоснованные штрафы попадают самые разные машины – от СовТрансАвто до ипшников. Всем, кто обращается, мы хотя бы по минимуму, но объясняем порядок действий – прокуратура, суд. У кого есть необходимость – связывайтесь с нами, контакты на сайте есть, шаблоны документов мы вам отправим. Будете скулить по группам и в мессенджерах – мало что изменится. А вот завалим чиновников бумагами и заявлениями, на которые надо готовить не отписки, а ответы по существу – ну, скорее всего, вода камень и подточит.