25 октября этого года в Забайкалье призывник открыл огонь по своим сослуживцам. Он убил восемь человек и ранил ещё двух. Первоначально Минобороны открещивалось от причастности к этому и говорило, что причиной стал «нервный срыв военного, связанный с личными проблемами». Возможно, они надеялись на то, что его убьют при задержании, что происходит достаточно часто. Но на первом же допросе он сказал, что не сожалеет о совершённом. Выходит, он это делал вполне осознанно и на это у него были свои причины. Неофициальные источники сообщают о том, что следствие считает причиной «неуставные взаимоотношения» — так цинично в России называют дедовщину. Это же подтверждают и его сослуживцы, которые говорят о том, что его травили. Кроме травли, возможно, имело место быть и вымогательство денег.
Как и во всех остальных случаях преступлений в армии, основная информация приходит из неофициальных источников. А официальные источники, как правило, откровенно врут и подтасовывают факты, чтобы выставить инциденты в более выгодном для власти свете. Комитет солдатских матерей в очередной раз жалуется, дескать, уже восемь лет военная прокуратура не даёт нормальной статистики для анализа динамики того, что происходит в армии, и улучшается ли ситуация.
«В 2009 году, когда срок службы был два года и Минобороны предоставляло официальную статистику, таких случаев в среднем было около 30 в месяц. Сейчас общество не знает, сколько гибнет солдат в армии» — Сергей Кривенко, координатор общественной инициативы «Гражданин и армия», член правления Международного общества «Мемориал»
Расстрелы сослуживцев в армии не такое уж и редкое явление, но надо отдать должное: в последнее время их число снижается. Если раньше РИА «Новости» могло сделать сводку, в которой было по 2-3 расстрела в год, то сейчас ситуация стала немного лучше или просто стали лучше замалчивать. При этом РИА в данных сводках указывает именно резонансные дела, то есть, как минимум снизилось именно их число. Но в любом случае ситуация не самая благоприятная, потому что, когда дело доходит до разрешения конфликта оружием, то это уже свидетельствует об остроте назревшей проблемы. Просто представьте, сколько ещё есть таких же солдат, как Шамсутдинов, у которых есть реальный повод пристрелить своих командиров. Людей против их воли призывают в армию, там над ними издеваются, им хочется мстить и для этого у них есть оружие. Ситуация довольно взрывоопасна, даже если полностью исключить возможность попадания психически нестабильных призывников в армию, что явно нельзя полностью обеспечить во время призыва.
Причина того, почему власти не хотят давать подробную информацию и врут при каждом удобном случае в том, что они отстаивают позицию необходимости призывной армии. И отстаивают они ее откровенно нечестным образом, просто скрывая информацию от общественности.
В большинстве развитых стран от обязательного призыва отказались по причине неэффективности призывной армии и огромного количества издержек для общества, связанных с ней. В частности, вред обязательного призыва для боеспособности армии прочувствовали на себе США во время войны во Вьетнаме. Насильно призванные солдаты воевали неумело, устраивали диверсии и вообще не хотели идти в бой. По возвращении бывшие призывники не лучшим образом заново интегрировались в общество. Такая же ситуация наблюдалась и в СССР после войны в Афганистане. Советское командование, прямо как во времена второй мировой войны и финской войны, старалось завалить фронт как можно большим количеством солдат, но только эффект от этого был довольно сомнителен, потому что даже при достижении результата, потери были непропорциональны. Солдаты из Афганистана и Вьетнама возвращались в гробах или с травмами, а те, кто возвращались физически здоровыми, не всегда были здоровы психически. Многие ветераны пополнили ряды организованной преступности. В частности, знаменитые американские «байкеры-однопроцентентники» — это по большей части ветераны боевых действий.
Но на примере Вьетнама США поняли, что призыв необходимо отменить. Меньше чем через 20 лет, в 1993 году, США уже могли похвастаться «провалом» в Могадишо. В чём суть сражения в столице Сомали? В том, что американцы допустили очень много ошибок, но при этом всё равно вышли из боя с числом потерь в десятки раз меньшим, чем у противника. В чём причина? В том, что американцы были намного лучше обучены и оснащены. Сейчас маленькая профессиональная армия намного более эффективна, чем огромные призывные армии. Но тем не менее, не все могут поверить в возможность отмены призыва и перехода на полностью профессиональную армию.
И похожая ситуация в истории уже была. В средневековье армии состояли в основном из рыцарей и других профессиональных солдат, зачастую наёмников. Их численность была крайне мала, а стоимость их экипировки была достаточно высокой, что не позволяло содержать слишком большую армию. При этом европейские историки никак не могли поверить в численность армий древнего мира и говорили, что таких размеров войска просто не могут существовать.
Российская призывная армия не несёт никакой практической пользы для общества в военном плане и производит огромное количество проблем в социальном. За год в армии большинство солдат могут даже не научиться стрелять из автомата, потому что вместо полноценных регулярных стрельб устраивается формальная процедура с отстрелом трёх патронов на человека. Возможно, что-то изменилось, но лично я историй про нормальные стрельбища, где можно привыкнуть к оружию, ещё ни разу не слышал, а вот про подметания дорожек и покраску заборов слышу регулярно.
И не надо говорить, что контрактная армия не может полностью заменить призывную. Как раз может, она уже почти заменила. В 2019 году число контрактников достигло 394 тысяч человек. Это уже достаточно много. Eдинственное, что сейчас нужно для полной отмены призывной армии, — это общественное давление и незначительное увеличение численности контрактной армии. Многие страны уже отказались от призыва, потому что пользы от него намного меньше, чем вреда. Пво этому пути следует пойти и большинству других стран, в том числе и России.