Карфаген является наименее изученным местом в древнем западном Средиземноморье. Сегодняшнее непонимание относится, в первую очередь, к результатам малого количества фактических данных, доступных для исторического исследования. Никакой непрерывный карфагенский литературный или исторический нарратив не сохранился.
Из-за глубокого характера римских разрушений и последующего повторного использования данного объекта, археологические раскопки в Карфагене способствовали восстановлению небольшой части застроенной среды, материальной культуры и всего 6000 надписей на карфагенском языке.
Помимо этого, греко-римские источники утверждают о том, что Карфагенская империя была огромной, археологи полностью раскопали только одну карфагенскую колонию - Керкуан. Все другие карфагенские колонии или зависимости известны из ограниченных раскопок, сосредоточенных на некрополе.
За последние полтора столетия до н.э. в результате этих ограничений, историческое изучение Карфагена в 6-4 веках до н.э. традиционно начинается с данных, которые хранятся в греко-римских источниках. Если в качестве прямых доказательств истории Карфагена использовать греко-римские источники, то эти источники свидетельствуют об увеличении военной активности Карфагена в западной части Средиземноморья в 6-5 веках до н.э.
Независимо от того, какую дату каждый отдельный ученый назначает для начала Карфагенской империи, большинство ученых согласны с ее основными направлениями исторического развития после битвы при Химере в 480 году до н.э.
Проблемы с текущими реконструкциями: Доказательства и методы
Настоящие реконструкции карфагенской истории в 6-4 вв. до н.э. постоянно дают свидетельства Трогского эпитома Джастина, частое обсуждение ранней карфагенской истории, с заметками в Геродоте, Фукидиде, Аристотеле, Полибиосе, Аппиане, Диодоре Сикуле и даже Вергилии.
Хотя данный диапазон авторов может говорить о достаточно большом размахе, ни в одной традиции нет глубины нарративов. Даже непрерывная история Карфагена занимает не более трех современных печатных страниц, и это является самым длинным непрерывным историческим рассказом, найденном в любом источнике за 9-4 века до нашей эры.
Греко-римская историографическая традиция, стремящаяся подчеркнуть те аспекты карфагенского общества, которые могут существовать, а могут и не существовать (верность Пунике, наемнические армии и жертвоприношения детей), доминирует во многих из сохранившихся нарративов.
Момильяно из "Чужой мудрости" почти полвека назад утверждал, что греко-римские писатели оставляют частично вводящие в заблуждение исторические записи, приближаясь к внешним цивилизациям, таким как евреи, персы и кельты. Он бы включил Карфаген в свою работу, но отметил: «С другой стороны, карфагенская культура не упала: она была убита римлянами.»
Помимо этого, ни один ученый не отметил, что Карфагенская империя VI-XIV веков до н.э., которая реконструирована по свидетельствам греко-римских источников, на самом деле является уникальной с точки зрения сравнительной истории. Империи, во все хронологические периоды и географические положения, начинаются с создания большой территории.
Со ссылкой на Карфаген, Джастин и другие греко-римские источники предоставляют крайне мало информации о развитии территории в Северной Африке. В рассказе Джастина есть краткие заметки, связанные с завоеванием Африки, датируемые серединой VI века до н.э., но они начинаются одновременно с завоеваниями Сицилии и Сардинии.
В отличие от нарративов греко-римских источников (в их нынешнем толковании), археологически ничего не обнаружено на Сицилии или Сардинии, что указывает на то, что карфагеняне осуществляли имперскую власть за пределами Северной Африки до 410 года до нашей эры.
Даже в Карфагене археологи не могут обнаружить большую часть физической инфраструктуры, которая нужна для поддержки такой зарубежной экспансии до 350 г. до н.э. В Карфагене археологи не могут найти ничего, что могло бы подкрепить подобную экспансию.
Пытаясь "вписать" археологические находки VI и V веков в свидетельства греко-римских источников, археологам Карфагенской империи пришлось создать уникальный интерпретационный подход к материальным остаткам, по сравнению с археологами афинского или римского империализма.
Археологическая история карфагенского империализма
В настоящее время некоторые реконструкции Карфагенской империи сводят к минимуму важность эпиграфического документа для установления истории карфагенского империализма. Из-за того, что подавляющее большинство надписей из Карфагена и его зависимостей посвящены тофетам, единообразие этих надписей привело к пессимистической оценке их полезности.
Для целей археологической истории карфагенского империализма корпус карфагенских надписей предоставляет достаточно доказательств для восстановления политических, религиозных и военных институтов Карфагена, когда они рассматриваются вместе с другими соответствующими археологическими доказательствами. Эти надписи обеспечивают основу для комплексной реконструкции организации власти в городе и Карфагенской империи.
Империи в археологических и эпиграфических записях
Теоретически империи представляют собой особую форму организации власти. К примеру, несколько империй могут также выразить эту конкретную форму организации власти, когда они действуют в пределах одной географии и относительно близкой хронологии, в связи с ограничениями в организации власти, созданными внешней средой и отсутствием общего технического прогресса.
К числу особых ограничений древнего Средиземноморья относятся: раздробленность его географии (физической и политической), разнообразие микроэкологий и трудности, которые больше относятся к коммуникационным технологиям, создаваемым этими географиями (физическая и языковая).
В ответ на эти ограничения древние средиземноморские имперские системы, в основном, Афины и Рим, разработали аналогичные методы, с помощью которых они распространяли и поддерживали имперский контроль над вновь приобретенными территориями. В этих условиях древние средиземноморские имперские системы оставляют схожие археологические находки об их имперской власти и ее функционировании.