Начало статьи ищите по ссылке https://zen.yandex.ru/media/id/5dbabb695d636200b1574982/kognitivnopovedencheskaia-terapiia-i-neironauka-perspektivy-integracii-chast-1-5dbaf6d6e882c300b11e6081
До недавнего времени в исследованиях, посвященных изучению эффективности когнитивно-поведенческой терапии, не уделялось внимания биологическим коррелятам изменений в поведении и опыте пациентов.
Кроме того, в процессе разработки терапевтических вмешательств когнитивно-поведенческая парадигма не опиралась на биологическую основу психических расстройств, несмотря на подразумеваемое значение нейропсихологических процессов и генетического влияния.
Как обстоят дела теперь
В последние годы междисциплинарные неврологические исследования расширили знания о нейробиологических коррелятах психологических функций и изменений в результате терапевтических вмешательств. Быстро растет доля исследований с использованием методов визуализации мозга для исследования когнитивного функционирования, эмоционального опыта и саморегуляции, психопатологических объектов, фармакотерапевтического и психотерапевтического эффектов, эффекта плацебо и других явлений, традиционно изучаемых в психологии и психиатрии.
Методы исследования
Эти исследования основаны на неинвазивных методах визуализации мозга, таких как функциональная нейровизуализация методом позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ).
ПЭТ и МРТ измеряют метаболическую активность в различных областях мозга, например, активность, индексированную по скорости метаболизма глюкозы (ПЭТ) или оксигенации крови сосудов в окружающих нейронных тканях (МРТ).
Мозг сканируется, пока он находится в состоянии покоя, и затем снова после стимуляции. В процессе сканирования измеряется глюкозный или кислородный обмен в различных областях мозга. Метаболическая активность в областях мозга, которые активируются стимулом отличается от активности в покое и считается косвенным отражением нейронной активности.
Сравнивая метаболическую активность мозга у людей с психическими расстройствами и без них, можно определить функциональную нейронную схему, по которой они отличаются. Для изучения функциональных нейронных коррелятов такого лечения можно также использовать изменения метаболической активности мозга, происходящие во время эффективного психотерапевтического лечения.
Когнитивно-поведенческая терапия основана на непрерывном эмпирическом тестировании ее эффективности. Поэтому неудивительно, что с появлением методов визуализации мозга, усилия исследователей были переориентированы на поиск доказательств нейробиологических коррелятов изменений в поведении и опыте пациента после когнитивно-поведенческой терапии.
Кроме того, когнитивно-поведенческая терапия требует детального анализа поведения, познания и эмоций, а также точного определения целей лечения, что позволяет нам выдвигать гипотезы о нейроанатомических изменениях и функциональных процессах, происходящих во время определенной мозговой деятельности.
Таким образом, количество эмпирических исследований эффективности когнитивно-поведенческой терапии, измеряемое через нейробиологические изменения постоянно растет.