Найти тему

Гузель Яхина — попечитель фонда «Подари жизнь»

Программа «Манеж. Просвещение» предложила Гузель Яхиной, автору двух больших романов «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои» провести творческую мастерскую. Гузель приняла приглашение с условием сделать встречу благотворительной, в пользу фонда «Подари жизнь». Мы очень благодарны Гузель за это решение, а также за то, что она стала членом Попечительского совета фонда.

Гузель Яхина
Гузель Яхина

Вечер и начался и закончился словами о фонде. О том, как сто рублей могут спасти жизнь, о неравнодушии и добросердечии, о том важном и необходимом, что может сделать каждый человек, чтобы помочь детям, оказавшимся в беде. Их много: на попечении фонда одномоментно находится около тысячи ребят, а лечение онкозаболеваний требует очень больших средств. Именно поэтому Гузель Яхина пригласила всех гостей присоединиться к помощи. Сделать это было легко: около импровизированной сцены стояли кеш-боксы.

Гузель Яхина, писатель и попечитель фонда «Подари жизнь»
Гузель Яхина, писатель и попечитель фонда «Подари жизнь»

Это был очень содержательный, искренний и глубокий разговор. С неподдельным любопытством зала ко всему, что рассказывает Гузель Яхина. Ее спокойствие, ясность и искренность. Бескорыстность в ответах, которые касаются вышедших романов. Но полная остановка, когда речь идет о будущем. «Я знаю только одного писателя, который рассказывает о своих начатых текстах, это Дмитрий Быков. Он сам объяснял, что таким образом подстегивает себя писать дальше. Я не такая смелая, я не рассказываю, но, да, хотела бы надеяться, что книга будет, работаю, здорово, если все получится. И да, это исторический сюжет».

Просто, искренне и открыто
Просто, искренне и открыто

Один из вопросов был о готовящемся к выходу фильме по роману «Зулейха открывает глаза». Главную роль в нем сыграла соучредитель фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова. «Я видела режиссерскую версию фильма и она мне невероятно понравилась. Можно сказать, что она пахнет большим кино, а не сериалом. А в любви к первой серии я готова объясняться почти бесконечно: она длинная, малословная, в ней Чулпан произносит одно-единственное слово. Так начать фильм — это очень смело для телевизионного проекта. И мне бы очень хотелось, чтобы она была не сильно изменена».

Гузель Яхина
Гузель Яхина

Но это сейчас о романе «Зулейха открывает глаза» все говорят, как о готовящемся фильме, а ведь он стал первой книгой писательницы, и история его создания очень интересна. «Очень хотелось написать о раскулачивании, о кулацкой ссылке, я понимала, что этому будет посвящена книга и первая сцена, которая пришла в голову: женщина стоит перед огромной красной картой страны и осознает, что эта страна и есть ее родина. От этой сцены с красной картой начал раскручиваться сюжет, достаточно активно, несколько месяцев или даже больше года, пока, наконец, я не поняла, что это просто огромная каша из образов, сюжетных линий, сцен, мыслей, из которых никак не получается ничего выкристаллизовать. Эта каша варилась в моей голове до тех пор, пока я не пошла учиться в Школу кино. И там, на сценарном факультете, не написала развернутый план романа в виде сценария. Оттолкнувшись от него, у меня получилось написать романный текст. Вот такой был путь: от образа романа к концентрации мысли в виде сценария, дальше обратно к расширению в литературный текст. А потом эта история опять сжалась, когда над ней работали сценаристы канала Россия».

Вопросов было много
Вопросов было много

Гузель легко отвечает на вопросы, которые касаются сюжетных поворотов, героев, прототипов, психологизмов, ассоциаций. Просто признается в том, что она «позволила себя придумать». Спокойно говорит о «секретах мастерства» (инструментарии, который помогает ей как сценаристу и писателю), о том, как подойти к написанию романа («сначала план, потом текст») и даже о том, что делать, если не пишется. «Это обычное дело. Можно попробовать редактировать текст или вернуться и развернуть то, что было написано раньше. А может быть, нужно просто отдохнуть от текста. Важно только эту историю не оставлять, ходить вдоль, поперек, вверх, вниз. И тогда постепенно станет понятно, куда идти».

Внимание в зале
Внимание в зале

В целом, все, что вчера происходило в зале Манежа, можно объединить одним словом — восхищение творчеством автора. «Я боялась заканчивать чтение "Зулейхи". А что я потом буду делать? Что читать?» «Спасибо большое за роман "Дети мои". Это было для меня настоящим потрясением». Встреча закончилась очень поздним вечером после автограф-сессии, частных признаний в любви и совместных фото.

-7

Фото: Сергей Валиев и Анастасия Скородумова

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, если хотите быть в курсе наших новостей

Поделитесь статьей с друзьями в соцсети, если считаете информацию в ней важной и интересной для них.

Нам важно знать ваше мнение, не забывайте оставлять комментарии. Спасибо