Многие жаркие города мира пытаются остыть с помощью «прохладных тротуаров».
Городские дороги покрывают белой краской, которая отражает солнечную энергию. С особым рвением за эту идею взялся Лос-Анджелес: с 2015 года город побелил около 50 городских кварталов.
Но так ли прохладен белый цвет? Да, светлые дорожные поверхности имеют более низкую температуру в сравнении с обычным асфальтом – почти на 3 градуса. Но никогда – и это удивительно - не было исследований влияния «прохладных тротуаров» на человека. Если дорогам и зданиям хорошо, то вот комфорт пешеходов страдает.
Ученые-климатологи из Arizona State University обнаружили, что отраженный солнечный свет не исчезает в космосе. В городе его поглощают люди.
На белых тротуарах человеку на 4 градуса теплее, чем на стандартном сером.
Ученые из Arizona State University снимали показания на улицах Лос-Анджелеса и пригородов - на отражающих тротуарах и традиционном асфальте. Исследования проводились в сухие солнечные дни, которые чаще всего и бывают в этих местах. Климатологи измеряли температуру воздуха, скорость ветра, влажность и излучение в течение 10 часов, с утра до заката.
Это были первые реальные эмпирические оценки человеческого комфорта — или дискомфорта, вызванного прохладными тротуарами.
И результаты не стали полной неожиданностью. Модельные исследования уже предсказали, что отраженная энергия может быть поглощена пешеходами, а в жарких, сухих городах люди чувствуют себя теплее на светлых дорогах.
Berkeley Lab Heat Island Group первыми начали изучать эффект охлаждения городов от светлых дорожных покрытий.
По их прогнозам, белые прохладные улицы ведут к снижению температуры в домах, что уменьшает затраты электроэнергии и уменьшает риски для здоровья горожан. Такова была изначальная идея.
«Ощущение жары, тепловой эффект почти полностью связаны с солнечной радиацией, отраженной от дорог, - говорит Ариан Миддел, ученый-климатолог из Arizona State University. - Обычно асфальт всасывает тепло, и оно медленно рассеивается в воздухе. Белые дороги отражают тепло обратно - со скоростью 130 ватт на квадратный метр. Это сродни добавлению прямых солнечных лучей на 10 процентов. Особенно это заметно ранним вечером, когда люди начинают возвращаться с работы домой».
«Дополнительный теплоэффект от дороги - это отрицательное воздействие на организм человека, в этом нет никаких сомнений», - говорит Ларри Калкштейн, биоклиматолог из University of Miami.
Дополнительное тепло, вызванное белыми тротуарами, заставит людей больше потеть и больше пить воды. Для наиболее уязвимых групп населения, таких как пожилые люди, бездомные и страдающие ожирением, это может привести к дыхательной недостаточности, сердечному приступу, тепловым ударам и в экстремальных условиях смерти.
Ученые подтверждают, что исследования неполные. Они не могут сделать выводы о том, как прохладные тротуары могут повлиять на комфорт человека в других обстоятельствах, например, в пасмурные или ветреные дни, или во время влажного зимнего сезона, или на улицах, построенных по-другому, с более высокими зданиями или большим количеством деревьев. Также не изучалось поведение белого асфальта ночью.
Альтернатива светлым дорогам – деревья. Однако чиновники, которые курируют тестирование прохладных покрытий для дорог (цементный композит, акриловая краска, керамический спрей), утверждают, что если деревья блокируют дороги, то нет солнечного света, чтобы отразить тепло, а это делает прохладные тротуары неэффективными в охлаждении городского климата. О дискомфорте пешеходов пока говорят негромко.