Найти тему
Лахта Центр

Темная сторона белых тротуаров. Новые исследования говорят об угрозе людям

Многие жаркие города мира пытаются остыть с помощью «прохладных тротуаров».

Фото by CBS Los Angeles https://www.instagram.com/p/BhaeCIplw13/
Фото by CBS Los Angeles https://www.instagram.com/p/BhaeCIplw13/

Городские дороги покрывают белой краской, которая отражает солнечную энергию. С особым рвением за эту идею взялся Лос-Анджелес: с 2015 года город побелил около 50 городских кварталов.

Но так ли прохладен белый цвет? Да, светлые дорожные поверхности имеют более низкую температуру в сравнении с обычным асфальтом – почти на 3 градуса. Но никогда – и это удивительно - не было исследований влияния «прохладных тротуаров» на человека. Если дорогам и зданиям хорошо, то вот комфорт пешеходов страдает.

Ученые-климатологи из Arizona State University обнаружили, что отраженный солнечный свет не исчезает в космосе. В городе его поглощают люди.

На белых тротуарах человеку на 4 градуса теплее, чем на стандартном сером.

Ученые из Arizona State University снимали показания на улицах Лос-Анджелеса и пригородов - на отражающих тротуарах и традиционном асфальте. Исследования проводились в сухие солнечные дни, которые чаще всего и бывают в этих местах. Климатологи измеряли температуру воздуха, скорость ветра, влажность и излучение в течение 10 часов, с утра до заката.

Это были первые реальные эмпирические оценки человеческого комфорта — или дискомфорта, вызванного прохладными тротуарами.
И результаты не стали полной неожиданностью. Модельные исследования уже предсказали, что отраженная энергия может быть поглощена пешеходами, а в жарких, сухих городах люди чувствуют себя теплее на светлых дорогах.

Фото by Roy Kaltschmidt/Berkeley Lab
Фото by Roy Kaltschmidt/Berkeley Lab

Berkeley Lab Heat Island Group первыми начали изучать эффект охлаждения городов от светлых дорожных покрытий.

По их прогнозам, белые прохладные улицы ведут к снижению температуры в домах, что уменьшает затраты электроэнергии и уменьшает риски для здоровья горожан. Такова была изначальная идея.

Фото by GuardTop https://www.instagram.com/p/BxQIIBvH1nj/
Фото by GuardTop https://www.instagram.com/p/BxQIIBvH1nj/

«Ощущение жары, тепловой эффект почти полностью связаны с солнечной радиацией, отраженной от дорог, - говорит Ариан Миддел, ученый-климатолог из Arizona State University. - Обычно асфальт всасывает тепло, и оно медленно рассеивается в воздухе. Белые дороги отражают тепло обратно - со скоростью 130 ватт на квадратный метр. Это сродни добавлению прямых солнечных лучей на 10 процентов. Особенно это заметно ранним вечером, когда люди начинают возвращаться с работы домой».

113 градусов по Фаренгейту – это 56 градусов Цельсия. Фото by Richard Vogel/AP
113 градусов по Фаренгейту – это 56 градусов Цельсия. Фото by Richard Vogel/AP

«Дополнительный теплоэффект от дороги - это отрицательное воздействие на организм человека, в этом нет никаких сомнений», - говорит Ларри Калкштейн, биоклиматолог из University of Miami.

Дополнительное тепло, вызванное белыми тротуарами, заставит людей больше потеть и больше пить воды. Для наиболее уязвимых групп населения, таких как пожилые люди, бездомные и страдающие ожирением, это может привести к дыхательной недостаточности, сердечному приступу, тепловым ударам и в экстремальных условиях смерти.

Фото by GuardTop https://www.instagram.com/p/BgjXhdmln89/
Фото by GuardTop https://www.instagram.com/p/BgjXhdmln89/

Ученые подтверждают, что исследования неполные. Они не могут сделать выводы о том, как прохладные тротуары могут повлиять на комфорт человека в других обстоятельствах, например, в пасмурные или ветреные дни, или во время влажного зимнего сезона, или на улицах, построенных по-другому, с более высокими зданиями или большим количеством деревьев. Также не изучалось поведение белого асфальта ночью.

Альтернатива светлым дорогам – деревья. Однако чиновники, которые курируют тестирование прохладных покрытий для дорог (цементный композит, акриловая краска, керамический спрей), утверждают, что если деревья блокируют дороги, то нет солнечного света, чтобы отразить тепло, а это делает прохладные тротуары неэффективными в охлаждении городского климата. О дискомфорте пешеходов пока говорят негромко.