Первая попытка передачи ингушского Владикавказа в состав Северной Осетии и отношение русских и горцев к данному решению. Начало разжигания межнациональной войны.
«Обзор политического состояния СССР за октябрь 1928 г.
Совершенно Секретно:
ОГПУ Лубянка Сталину о положении в стране (1922-1934 гг), т. 6, 1928 г., Москва, 2004
Центральный архив ФСБ РФ Ф. 2. Оп. 6. Д. 580. Л. 517-584.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Политнастроение в связи с передачей г. Владикавказа Осетии, г. Грозного и Сунженского округа — Чечне
Постановление о ликвидации Грозненского округа и слиянии г. Грозного и Сунженского округа с Чечней и о передаче г. Владикавказа Осетии вызвало большой интерес со стороны горского и русско-казачьего населения. По отдельным нацобластям эти настроения сводятся к следующему.
ОСЕТИЯ
Крестьянство. Основная масса осетинского крестьянства вопрос о передаче г. Владикавказа Осетии встретила с чувством удовлетворения («всеже мы, осетины, победили ингушей»). Одновременно бедняки и середняки выражают боязнь перед неизбежным обострением антагонизма между осетинами и ингушами и усилением бандитизма со стороны ингушей.
Кулачество. Особый энтузиазм высказывают кулаки и зажиточные, целиком разделяя настроения националистической интеллигенции в вопросах слияния Северной Осетии с Южной и с моздокскими осетинами, и сближением с Закавказьем.
Нацинтеллигенция. Весть о передаче г. Владикавказа Осетии вызвала необычайное оживление среди нацинтеллигенции, особенно шовинистической части ее. Передача города была отпразднована нацинтеллигенцией организацией у себя по домам особых вечеров — обедов и банкетов в честь «великого для Осетии события». Встречавшиеся в учреждениях и на улицах представители осетинской интеллигенции приносили поздравления друг другу, высказывая по адресу работников областного руководства «восхищение» и «благодарность» за успехи в политике продвижения национальных интересов. Одновременно нацинтеллигенция значительно оживленнее обсуждает и предрешает перспективы и дальнейшие шаги национального развития, проводя откровенную пропаганду идеи «Великой Осетии» путем присоединения к Северной Осетии Южной Осетии (Закавказье) и Моздока.
Широко обсуждается вопрос о необходимости возбуждения ходатайства о переименовании Владикавказа в г. Ирон (иронцы — основное осетинское племя). Группа осетинских профессоров Владикавказских вузов начала пропагандировать уже план реорганизации вузов, проводя мысль об образовании «университета Осетии». Много говорят вообще о необходимости осетинизации города.
Наряду с этим волна единодушного протеста Ингушетии против передачи Владикавказа Осетии, боевые настроения ингушей, выражающих готовность, «если нужно, драться с кр. Осетией» (см. ниже), и слухи о том, что ингушская делегация в Москве добивается отсрочки этого решения о Владикавказе, вызывает серьезное беспокойство в среде осетинской интеллигенции, боящейся, что Ингушетия добьется оттяжки утверждения вопроса о Владикавказе.
Служащие. Передача г. Владикавказа усилила среди служащих осетин антагонизм к ингушам и русофобские настроения и требования не медлить с осетинизацией города, и «не считаться с ингушами».
Рабочие. Настроение рабочих-осетин также находится под известным влиянием националистической интеллигенции. Здоровая оценка встречается редко среди рабочих-осетин, причем в этих случаях они в основном выражают опасения: «Справится ли Осетия с Владикавказом и не остановится ли Владикавказ в своем экономическом и культурном развитии» (завод Алагир).
ИНГУШЕТИЯ
Нацруководство. Национальное руководство области, считая решение края «ущемляющим жизненные национальные интересы Ингушетии», «оскорблением революционных чувств ингушского народа», и особенно упирая на то, что решение края о Владикавказе было вынесено без всякого участия и предварительного согласования с ингушской советской и партийной организацией, заняло резко отрицательную позицию, встав во главе движения протеста, охватившего все слои ингушского населения и апеллируя к центру за отмену решения крайкома ВКП.
Нацинтеллигенция. Вся бывшая крупная торговая буржуазия в городе, служилая интеллигенция, кадры бывших ответработников, отведенных от руководства, и другие представители нацинтеллигенции известие о передаче г. Владикавказа Осетии встретили крайне враждебно. Указывая на казачье засилье в крае, нацинтеллигенция единодушно приписывает вину существующему областному руководству, «его близорукости и преступному бездействию» в борьбе за город. Наряду с этим нацинтеллигенция, одобряя энергию областного руководства в борьбе за отмену решения края, настаивает на принятии решительной позиции, рекомендуя не останавливаться перед крайними мерами в этом случае и требовать у Москвы немедленного выделения Ингушетии из краевого объединения.
Представители нацинтеллигенции заявляют, что в случае окончательной передачи Владикавказа Осетии «вооруженное столкновение с осетинами будет неизбежным и вряд ли кто сумеет предупредить его».
Заслуживает внимания, что ингушская интеллигенция, которая до сих пор усиленно культивировала идею объединения с Чечней и «создания единой нации», в настоящее время в своем большинстве считает, что этот вопрос на длительное время нужно отложить. Это мнение подавляющего большинства ингушской интеллигенции не мешает, однако, лидерам ингушской интеллигенции (в свое время стоявших у руководства и опирающихся на кулацко-религиозную верхушку аула) прощупывать настроения в обеих областях в этом направлении, искать и вербовать сторонников объединения этих двух областей.
Крестьянство. Слухи о передаче Владикавказа Осетии вызвали массовый протест среди всех слоев ингушского аула. Во многих аулах состоялись стихийные сходы, выбиравшие ходоков в окружные центры за информацией и выносившие резкие протесты против решения края. В ряде случаев собирались деньги для посылки ходоков непосредственно в Москву. Передача Владикавказа называется «кровной обидой ингушам». В связи с этим отмечается рост антагонизма к осетинам.
«Надо собирать оружие и идти бить осетин» — частые возгласы в частных беседах и на сходах.
Кулацко-зажиточные элементы. Эти настроения и антагонизм к осетинам всемерно поддерживается кулацко-зажиточными элементами аула, усилившими антисоветскую агитацию и доказывающими, что «Советская власть не лучше царской и ведет такую же политику угнетения горцев». Наряду с этим эти элементы прибегают к компрометированию национального руководства, обвиняя его в «предательстве интересов Ингушетии».
ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ОКРУГ
Рабочие. Значительное большинство рабочих против передачи Владикавказа Осетии, причем выражаются мнения, что осетины «зажмут» русских, «выкинут их на улицу», «развалят производство» и т.п.
Служащие. Факт передачи Владикавказа Осетии, националистические настроения осетинской интеллигенции и заявления осетинского руководства об осетинизации управленческого аппарата крайне нервируют русских служащих Владикавказа, выражающих резкое недовольство решением края. Часть служащих, связанная наличием у него недвижимого имущества, пытается, однако, примириться с положением и даже говорит о необходимости изучения «проклятого осетинского языка, так как иначе будет плохо».
Нацмены. Среди нацменьшинств города (персы, армяне, греки и др.) отмечаются также опасения «осетинского засилья». Исключение составляет грузинская колония, очень сочувственно относящаяся к стремлениям осетинской нацинтеллигенции. Эти настроения, однако, свойственны верхушечной части грузинской колонии. Среди же грузин кустарей и мастеровых мнение о городе аналогично настроениям русских.»