Простая расшифровка английского слова outsourcing дает представление о том, что в себя включает данный сервис - это использование сторонней организации для выполнения стоящих перед компанией задач. Причем привлечение внешнего исполнителя осуществляется на долгосрочной основе (от года и более). Это позволяет, например, небольшим фирмам не раздувать штат сотрудников, а крупным компаниям - развивать бизнес, делегируя решение вопросов, требующих определенной квалификации, внешним подрядчикам. Простейшим примером является бухгалтерский аутсорсинг, когда функции по ведению учета, отчетности и так далее, вплоть до проведения банковских платежей, передаются специализирующейся на данных услугах фирме.
Когда предприниматели слышат об услуге аутсорсинга ВЭД, они предполагают, что данный сервис будет включать в себя все этапы, связанные с ведением внешнеэкономической деятельности. То есть привлеченная организация должна будет не только осуществить сопровождение импорта/экспорта с точки зрения логистики и таможни, но и провести переговоры с иностранными партнерами, подготовить и заключить договоры, а иногда и найти по заданным критериям производителя и товар. В действительности весь спектр описанных выше задач под силу исполнить лишь небольшому количеству существующих на рынке компаний, стоимость услуг которых достаточно высока. Почему так происходит?
Если вы только планируете выходить на международный рынок, или вашей фирме впервые требуется ввезти товар из-за рубежа, у вас как новичка неизбежно возникнет масса вопросов по организации процесса. Все их можно условно разделить на два больших блока - вопросы, связанные непосредственно с закупкой продукции, и вопросы доставки и таможенного оформления груза. По сути, решение этих задач требует работы двух совершенно отличающихся по специализации отделов.
Для начала необходимо найти соответствующий определенным техническим требованиям товар и выйти на его производителя или компанию, которая готова осуществить продажу в ЕАЭС. Далее следует длительный период переговоров, подготовки и изучения юридических документов, согласование договоров на поставку, осуществление валютных платежей и так далее. В крупных компаниях этим, как правило, занимается отдел закупок. Для ввоза и растаможки обычно привлекают специалистов таможенного брокера.
То есть компания, обеспечивающая максимально полный аутсорсинг ВЭД, должна иметь в штате множество специалистов, сфера деятельности которых пересекается минимально. Фактически, подобная организация является сама по себе полноценным импортером, и ее клиенты выступают в роли обычных перекупщиков. Отсюда большое число сотрудников, высокие операционные издержки предприятия, и как следствие - высокая стоимость услуг. Если вам предлагаю воспользоваться услугами менеджера 2в1, скорее всего это не обеспечит качественного выполнения поставленной задачи, ведь логист и закупщик должны обладать совершенно разными знаниями, навыками и опытом работы.
Поэтому чаще всего компания-аутсорсер ВЭД сосредотачивает свое внимание на логистической составляющей, то есть полностью берет на себя решение вопросов, связанных с доставкой и таможенным оформлением груза. Вот почему основная масса таких организаций является таможенными представителями.
Начать общение с таможенным представителем лучше всего на стадии подготовки к подписанию договора. Специалисты ВЭД подскажут, на какие пункты в данном документе следует обратить внимание и как их грамотно сформулировать. В случае необходимости возможно наладить общение брокера с иностранным поставщиком для разъяснения тонкостей российского законодательства в таможенной сфере и необходимости внесения тех или иных корректировок в контракт.
Также на начальном этапе специалисты проанализируют перечень импортируемых товаров и определят перечень разрешительной документации, необходимой для ввоза. Важно решить этот вопрос заранее, так как оформление некоторых документов требует значительных временных затрат и/или предварительного ввоза образцов для проведения испытаний.
В задачи компании-аутсорсера ВЭД входит и собственно перевозка груза от отправителя к получателю. Для этого требуется грамотно подобрать транспорт, соответствующий характеру груза и предъявляемым требования по скорости и стоимости доставки. Причем работа логиста включает в себя не только заказ контейнера или фуры, но и постоянное общение с перевозчиком, в том числе на тему схемы загрузки, правильного размещения и крепления товара, условий перевозки и так далее.
У опытных брокеров есть наработанные контакты со складами СВХ заграницей, что позволит в процессе доставки объединить в один груз несколько поставок, осуществить своевременную маркировку товара знаками EAC, или провести контрольное взвешивание груза перед пересечением границы.
Подаче декларации предшествует значительная подготовительная работа - подбор кода ТН ВЭД, в соответствие с полученной от заказчика информацией о грузе, заполнение ГТД, подборка документов, подтверждающих данные в декларации и так далее. Таможенный представитель может проконсультировать начинающих участников ВЭД по вопросу открытия и ведения ЕЛС в случае, если отсутствует договоренность об оплате пошлин и налогов с счета брокера.
В итоге вы, как заказчик, практически полностью отстраняетесь от процесса растаможки и доставки, и на выходе получаете очищенный с таможенной точки зрения груз и полный пакет документов для законной реализации товара на территории ЕАЭС. Главное - изначально предоставить компании-аутсорсеру всю имеющуюся у вас информацию по поставке, а также контакты производителя или отправителя. Опытные специалисты таможенного представителя возьмут на себя общение с вашими иностранными партнерами, а также решение всех вопросов и проблем, которые могут возникнуть на таможне.