Бакинская пропагандистская машина пытается внедрить в массовое сознание лживую идею о том, что карабахцы (арцахцы) не имеют ничего общего с армянами, а являются армянизированными албанцами, и соответственно их культурное и духовное наследие – албанское. Данная концепция давно опровергнута армянскими и иностранными учеными, тем не менее продолжает оставаться одним из основных орудий в информационно-пропагандистском арсенале Баку, направленном на дезориентацию международной общественности.
Недавнюю провокацию в армянской церкви Сурб Хач (Святого Креста) на острове Ахтамар недалеко от Вана (историческая Западная Армения), организованную действующей на территории Турции и активно финансируемой Азербайджаном организацией ASIMDER, следует рассматривать в контексте данной политики азербайджано-турецкого тандема.
Как известно, представители т.н. «Общества христиан удинов-албан Кавказа» посетили армянскую церковь Сурб Хач, где заявили о своих правах на храм. В христианский храм «удины-албаны» вошли с турецкими и азербайджанскими флагами. Внутри церкви, с разрешения турецких властей, они совершили религиозный обряд.
Разумеется, власти Турции не сомневаются, кто настоящие хозяева храма, тем не менее потакают святотатствующим провокаторам. Конечно, свое слово мог бы сказать Константинопольский патриархат Армянской Апостольской Церкви, однако, как отмечают наблюдатели, в последние годы эта структура, в результате политики прежнего местоблюстителя – архиепископа Арама Атешяна, очень сильно зависит от турецких властей и стала настолько безвольной, что вряд ли наберется смелости озвучить проблему.
Объявление армян Нагорного Карабаха (Арцаха) албанами является грубой и неуклюжей попыткой фальсифицирования истории этого древнего армянского края. Об автохтонности и самоидентичности армян Арцаха свидетельствуют не только тысячи исторических памятников – церквей, храмов, монастырей, но и вековой хозяйственный уклад армянского населения.
История Арцаха берет свое начало с незапамятных времен. Раскопки поселений и погребений энеолита, эпохи бронзы и железа в Степанакерте, Кркжане, Амарасе, в долине Ишханагет и др. привели ученых к выводу о том, что древняя культура Арцаха имеет множество параллелей с памятниками Армянского нагорья того же периода и по существу они являются местными вариантами единой культуры.
По свидетельству Геродота (V век до н.э.), Страбона (I век до н.э.) и других античных авторов, северо-восточной границей Армении являлась река Кура. Нынешний Нагорный Карабах являлся частью исторической десятой провинции Армении – Арцаха.
В VIII–VII веке до н.э. Арцах входил в состав Ванского царства, о чем свидетельствуют клинообразные надписи с упоминанием области Уртехини, или Уртехе. К этому названию восходит армянское традиционное название Арцах. Страбон в своем известном труде «География» сообщает сведения об Арцахе, входившем в состав Великой Армении.
На заре IV века н.э. в Арцахе распространяется христианство. В начале же V века здесь, как и в других областях исторической Армении, начинается общий подъем культуры, связанный с изобретением и распространением армянской письменности. Создатель армянской письменности Месроп Маштоц основал первую в Армении школу с обучением на основе армянского алфавита (405 г.) в монастыре Амарас, расположенном в нынешнем Мартунинском районе Нагорного Карабаха.
Несомненно и то, что с первых лет советской власти в Азербайджане, в состав которого Нагорный Карабах был практически насильно включен большевиками, принялись за планомерное уничтожение армянских памятников храмовой и светской архитектуры. Бакинские власти старались и по сей день продолжают уничтожать следы армянской культуры. Один из самых свежих примеров, по свидетельству исследователя армянских памятников Самвела Карапетяна, имел место в марте 2019 года, когда в селе Хрхапор (Хрхапут) Шаумянского района (на территории, подконтрольной Азербайджану) в сельской церкви был сколот крест, а вход в нее замурован кирпичами.
Кроме того, с пятидесятых годов прошлого столетия в Азербайджане началась кампания по присвоению армянских памятников архитектуры и религиозных объектов. Один за другим объявлялись азербайджанскими монастыри Дадиванк (IV в.), Гандзасар (XIII?в.) и другие. Азербайджанских ученых не смущали ни христианская символика, ни надписи на армянском языке, ни собственно армяно-христианское направление в зодчестве. И это притом что тюркские племена, к которым восходит современный азербайджанский этнос, появились в Нагорном Карабахе лишь в последней трети XVIII века и вплоть до включения Нагорного Карабаха в состав Азербайджана в 1921 году никогда не превышали 3-4% населения.
Нынешний президент Азербайджана с еще большей рьяностью продолжает преступное дело своего отца и его предшественников. Известно, что еще 14 декабря 2005 года в своей речи по случаю 60-летия Академии наук Азербайджана Ильхам Алиев призвал азербайджанских ученых вовлечься в программу «обоснования» перед мировым сообществом отсутствия исторических прав армянства на Нагорный Карабах. Он обещал субсидирование программы объединения усилий азербайджанских специалистов в разработке и пропаганде его тезиса о том, что «армяне пришли в Нагорный Карабах – неотъемлемую часть Азербайджана – как гости» и что «…нынешняя Армения, территория, именуемая на карте Республикой Армения, – это исконно азербайджанская земля»… Вот так – ни много, ни мало!
По распоряжению азербайджанского правительства ежегодно тоннами выходят фальшивые «исторические» книги, в которых авторы в потугах доказать, что армяне появились на Кавказе после 1828 года, сваливают все с больной головы на здоровую. В этой связи необходимо напомнить читателю, что так называемая Азербайджанская Республика, образованная, как известно, на турецких штыках в 1918 году, завоевала с помощью турецких вооруженных формирований территории коренных в регионе талышей, лезгин, аварцев, цахур и др. Все эти народы по мере сил защищались от агрессии со стороны искусственного новообразования: талыши даже провозгласили свое государство, просуществовавшее свыше года, но в конце концов пали под ударами азербайджано-турецких вооруженных формирований. Азербайджан тогда пытался завоевать и Нагорный Карабах, но армянам края удалось защитить себя. Однако весной 1920 года в Нагорный Карабах вошли подразделения Красной армии, а 5 июля 1921 года под давлением Сталина Карабах был включен в пределы советского Азербайджана. Таковы были реалии большевизма: решение о включении древнего армянского края в пределы советского новообразования принимал партийный орган – Кавбюро РКП(б). Это абсурдное и волюнтаристское решение партийного органа третьей стороны по сей день является единственным документом, которым Азербайджан и его президент Алиев «обосновывают» свои территориальные претензии к исконно армянскому краю.
Вернемся к нашей главной теме. Историк Григорий Айвазян констатирует, что руководство Азербайджанской Республики, стремясь внести раскол в единство армянского народа, посеять рознь в его рядах и обосновать свои претензии на территории Утика, Арцаха и Сюника, памятники их богатой материальной и духовной культуры, в последние годы активно муссирует тему восстановления под эгидой азербайджанских властей Албанского католикосата и церкви в Азербайджане: «На данную тему большими тиражами издается многочисленная псевдонаучная литература, призванная обосновать «албано-удинскую» гипотезу этнического происхождения карабахских и азербайджанских армян, в этом направлении ведутся активные пропагандистские работы во всех видах СМИ. По инициативе руководства Азербайджанской Республики периодически организовываются различные круглые столы, «научные» конференции и симпозиумы. Весьма щедро вознаграждаются ученые, последовательно отстаивающие выгодные Азербайджану позиции».
В частности, азербайджанские кураторы проекта лезут из кожи вон для «создания удинских общин на местах» (на территории Российской Федерации, стран СНГ и др.), превращения их в проводников азербайджанских интересов и противопоставления армянским общинам, включая существующие и новосозданные удинские общины во «Всероссийский Азербайджанский конгресс». Агенты Баку пытаются наладить информационно-пропагандистскую работу антиармянской направленности, выходить на российские и другие иностранные телеканалы, обеспечить выпуск соответствующих газет, статей, брошюр и т.д. В общем, оболванивают широкую международную общественность.
Между тем исторические факты говорят о том, что христианство в Кавказской Албании было официально принято еще в 315 году, и с этого времени удинский народ являлся последователем Албанской церкви, которая в свою очередь находилась в каноническом единстве с Армянской Апостольской Церковью (ААЦ). Еще в 552 году из Чора (Дербента) в город Партав, столицу созданного из собственно Албании и армянских провинций Утик и Арцах марзпанства (то есть с территории албанского левобережья на армянское правобережье Куры), была перенесена резиденция албанского католикосата. Постепенно единственным языком богослужения и письменного общения в Албанской церкви стал армянский язык, который был также языком богослужения и письменным языком для удинов. В VIII веке Албанский католикосат окончательно стал частью Армянской церкви. Предстоятели Албанской церкви рукополагались армянским Католикосом.
«Хотя формально Албанский католикосат просуществовал до 1815 года, на деле его давно уже не существовало. В декабре 1815 года Католикос всех армян Ефрем Дзорагехци преобразовал Агванское патриаршество в митрополию Армянской Апостольской Церкви (по сути, сан албанского патриарха-католикоса был упразднен), с этого времени предстоятель Албанской церкви являлся митрополитом Эчмиадзинского престола, что в свою очередь диктовалось необходимостью пресечения местных сепаратистских тенденций и увеличения политического веса главы Армянской церкви в ходе противоборства Российской империи и Персии за господство в регионе Южного Кавказа», – утверждает Григорий Айвазян.
11 марта 1836 года российским императором Николаем?I было подписано особое «Положение об Армяно-григорианской церкви», в котором Агванский патриархат и церковь уже не упоминались, а на их месте были образованы две епархии ААЦ – Карабахская и Шекинская. Термины «Албанская церковь» и «Албанский католикос» прекратили свое номинальное существование и стали анахронизмом. Для армян Карабаха эти понятия являлись лишь историко-географическими.
После известных событий 1988 – 1990 годов в Азербайджане начался массовый исход коренного удинского населения с территории своей исторической родины. Статистика свидетельствует о том, что в конце 1980-х – начале 1990-х годов численность удинов в Азербайджане составляла около 6.120 человек, после чего сократилась почти вдвое – до 3.800 человек. Сегодня удинов в России и других республиках бывшего СССР больше, чем на исторической родине. Те немногие удины – последователи ААЦ, кто еще остался в Азербайджане, оказались в религиозном «вакууме».
«По политическим причинам деятельность ААЦ в современном Азербайджане невозможна. И чтобы заполнить образовавшийся «вакуум», из «благих» побуждений Русская православная церковь (РПЦ) на канонической территории ААЦ развернула активную деятельность по обращению удинов – последователей ААЦ в диофизитство, – утверждает Григорий Айвазян. – Удины, проживающие за пределами Азербайджана (в России, Украине, Казахстане и др.), также стали креститься в РПЦ, хотя у них есть возможность креститься и в ААЦ (например, в Краснодарском крае, Ростовской области, в Москве и т.д.). Эта тенденция, возможно, связана с тем, что современные удины часто вообще не понимают различий между армянским исповеданием христианства и диофизитством. Позиция РПЦ в этом вопросе в свою очередь является прямым продолжением официальной политики «восстановления православия» в регионе, начавшейся после вхождения Закавказья в состав Российской империи».
Ученый считает, что, беспокоясь за возможное увеличение российского влияния, руководство современного Азербайджана попыталось нейтрализовать возможную угрозу и заодно использовать удинов в пропагандистской войне против Армении и НКР, представляя их в глазах международной общественности в качестве единственного подлинного «хозяина» богатого историко-культурного наследия как Кавказской Албании, так и восточных краев Великой Армении – Утика и Арцаха, а также главной «жертвы армянских интриг».
Конечно, крайне обидно, что лидеры удинской общины в Азербайджане и в диаспоре активно вовлекаются в развязанную со стороны Баку антиармянскую пропагандистскую кампанию, что, впрочем, неудивительно, так как они вынуждены следовать установкам хищных бакинских властей ради элементарного выживания. Конечно, в среде удинского народа, и в частности интеллигенции, немало людей, реально оценивающих ситуацию и искренне симпатизирующих армянскому народу. Исходя из собственного горького опыта начала и конца XX века, они прекрасно понимают истинные цели руководства Азербайджана и недолговечность противоестественного «союза» между частью удин и бакинским режимом. Националистические планы азербайджанского руководства по построению этнически монолитной тюркской мусульманской страны не предусматривают в ней места ни армянам, ни удинам, ни другим христианским народам.
В качестве свидетельства этому можно привести продолжающиеся грубые притязания Азербайджана в отношении Давид-Гареджи – уникального комплекса скальных монастырей средневековой Грузии. В монастырском комплексе сохранились стенные росписи, надписи на грузинском, а также на армянском, греческом и арабском языках. Однако это не мешает бакинским лжеисторикам называть монастырь «Кешикчидаг» и причислять его к памятникам Кавказской Албании (при этом дают ему не албанское, а тюркское название).
Вот так идеологи новой нации со 100-летней историей не брезгуют ничем для обоснования своего «древнего прошлого» и легитимации притязаний на исторические земли соседних народов – армян, грузин, персов, а также коренных северокавказских народов юга России. Бакинские историки, археологи, этнографы, лингвисты под чутким руководством властей всеми силами стремятся не только исторически укоренить азербайджанцев на территории современного Азербайджана, но и полностью очистить регион от армянского и в целом христианского наследия в соответствии с известной турецкой поговоркой «Город наш – и халва наша».
В определенном смысле сложившаяся ситуация напоминает процесс создания единой автокефальной поместной церкви на Украине, грозящий единству тысячелетнего мирового православия, а значит, и ослаблению в целом христианства во всем мире. К сожалению, церковь на Украине, как и церкви Арцахской епархии ААЦ, стала заложницей политического конфликта. Разделение церкви и народов по политическим мотивам особенно опасно на фоне активности международных террористических организаций, когда каждый день в мире гибнет множество безвинных людей, христиан и нехристиан. И чтобы не дать ситуации еще более усугубиться и избежать окончательной катастрофы, верующие должны найти в себе силы и стать выше политики и ненужных амбиций с тем, чтобы объединяться для противостояния мировому злу. Примером в этом плане может служить русская община Нагорного Карабаха, которая в сложных военно-политических условиях в регионе объединяет в своем составе русских, украинцев, белорусов и других представителей славянских народов. И весьма символичны слова духовного предводителя Арцаха архиепископа Паргева Мартиросяна: «Как бы ни была сурова к нам судьба, мы готовы принять все ее удары, зная, что с нами Армения и весь христианский мир». Именно вера в будущее и поддержка единоверцев помогают Арцаху (Нагорному Карабаху) жить, бороться, созидать и побеждать.
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что среди важнейших пропагандистских целей официального Баку – представить азербайджано-карабахский конфликт в религиозном контексте, стравить христиан с мусульманами, дабы под шумок добиться своих реваншистских целей. Пытаясь противопоставить удинов армянам, официальный Баку рассматривает проект «Удинской церкви» в качестве начального этапа «восстановления» «Албанской церкви Азербайджана», дабы затем использовать это искусственное образование в качестве инструмента антиармянской пропаганды и фальсификации истории региона в целом.
При этом бакинский режим цинично манипулирует удинами, и совершенно ясно, что представители этого немногочисленного древнего народа снова превратятся в расходный материал, как только перестанут быть нужны Азербайджану в контексте карабахского противостояния. Разумеется, азербайджанское руководство не заинтересовано в реальном укреплении позиций христианской, в том числе и удинской, общины, и бакинскому политическому режиму выгодно держать этот вопрос в подвешенном состоянии, чтобы как можно дольше использовать его как рычаг в информационно-пропагандистской войне против Армении и Арцаха.
Попытки бакинского режима использовать религиозный фактор чрезвычайно аморальны и неприемлемы, более того, чреваты новыми катастрофами.
В частности, следствием проводимой азербайджанскими и турецкими властями политики может стать распространение волны нестабильности и терроризма в сторону Южного Кавказа и дальше.
В контексте вышесказанного недалеко от истины утверждение о том, что Арцах является последним оплотом, защищающим христианскую Европу от исламских радикалов.
Однозначно: мировое христианство должно объединить усилия для противодействия вышеуказанным деструктивным действиям, тем более со стороны сил, не скрывающих своей враждебности к христианам и христианским ценностям.
Ашот Бегларян, Степанакерт
https://noev-kovcheg.ru/