Головная боль репетитора иностранных языков: приходит ученик и говорит "Нам задали выучить двадцать слов". "Зачем?" - спрашиваю я. "Э-э-э... Ну чтобы словарный диктант написать". "А ты помнишь все слова, которые за шесть классов выучил и диктанты по ним писал?" "Нет, конечно" - и улыбается блаженно.
Действительно, как можно на всю жизнь запомнить слова, которые ты учил полчаса, чтобы написать их в диктанте, и тут же выкинуть из головы?
Есть много советов о том, как учить слова. Мой любимый - это практиковать их в речи как можно чаще и активнее. Делать с ними словосочетания и предложения, переводить предложения с одного языка на другой, составлять с ними диалоги и рассказы. Не используешь в речи - забудешь. Это факт.
Ну а второй - это, конечно, ассоциации. Во-первых, их весело придумывать. Во-вторых, они реально работают, и чем глупее ассоциация, тем лучше.
Приведу пример из заголовка. На уроке итальянского нам нужно было выбрать слово и придумать на него ассоциацию. Мне досталось слово putiferio. Переводится как "шум, скандал". Я разбила слово на две части. Puti - ну, конечно, похоже на Путина. Второе - ferio... Похоже на слово 'ferro' - "железо" (я это слово и в итальянском знала, плюс помню с уроков химии). Сразу возникает картинка в голове: железный президент России, навевает страх и ужас. Ну и о нем всегда говорят, то есть много шума и скандалов! Всё! Готово. Мне это слово встретилось 7 лет назад, в речи я его почти не использую, а вот ассоциацию помню, поэтому и слово помню.
С учениками тоже стараемся делать такие ассоциации. Шестой класс проходит тему Home. Слово carpet - "ковер". Ученик хоть убей не может запомнить. Окей, говорю, как будет по-английски "машина?" "Car". А "домашнее животное"? 'Pet'. Вот и получилось слово carpet. У ученика при этом смешная картинка в голове возникла - машина, на переднем сидении его любимый домашний питомиц котик, но машина сама не едет, а летит на ковре-самолете.
Иногда я сама не могу сразу придумать какую-то ассоциацию на слово, но за меня это успешно и радостно делают ученики, особенно те, кто помладше. У них развита яркая фантазия и они легко визуализируют картинки. Кто-то подбирает рифмы. Вот слово 'sink' - "раковина". "Так это же 'sing' только через k! Поющая раковина! Так и запомню!" - говорит мне другой шестиклассник.
В общем, ассоциации - очень полезный прием для запоминания слов, часто могут выручить и отправить заученное слово в долговременную память, как это было с моим железным Путиным.
Если у вас есть какие-то свои прикольные ассоциации на заученные слова, предлагаю поделиться ими в комментариях, было бы очень интересно почитать.