Граффити - это искусство или вандализм? Красота или уродство? Город выигрывает или становится страшнее?
Давайте разберемся. Все мы видели гаражи, стены котелен, бетонные заборы, глухие стены домов превращенные за одну ночь … во что? В произведение искусства или в безвкусную мазню? И что делает обыватель, увидев с утра в окно свой гараж сверкающим, словно радуга? Матерится и вызывает полицию? Или радуется и благодарит создателя?
Оказывается по разному...
Нам удалось поговорить с одним из родоначальников граффити. Он долго переносил интервью, ссылаясь на неотложные дела, потом при все же состоявшейся встрече объяснил: несколько раз сталкивался с представителями СМИ, но его первоначальную речь настолько искажали, что зарекся не иметь дело с журналистами. Но 6 этаж- дело другое. Уговорили. Пообещали свободу слова. Обещание сдержано.
— В чем отличие граффити от официальной живописи?
— Граффити рождается не на бумаге, не на холсте, а в городе: на асфальте, на фурах, вагонах, дверях, гаражах, любых естественных более или менее ровных поверхностях. Появляется там, где его никто не ждет. И, естественно, будоражит, вызывает постоянные споры. Общество делится на “за” и “против”, равнодушных я не встречал.
— Но ведь одно время, где-то в начале двухтысячных, официальное государство вроде бы сдалось. И во многих районах появились расписные гаражи, стены теплостанций, заборы. Граффитчикам давали краски и обеспечивали пространство для творчества, и многие с удовольствием работали, поскольку платили деньги, а красок давали так много, что и себе оставалось.
— Вы правы. Но граффити всегда делилось на официальное и хулиганское. И много лет назад, и сегодня есть обласканные властью художники, которые сидя дома, в тепле и уюте создают проект по заказу. Утверждают его по инстанциям, корректируют, получают финансирование и через время миру является шедевр под заказ. Это одно направление.
Совсем другое - человек выходит на улицу, потому что его зовет творческий зуд, стремление самовыразиться. Ему все равно, как и где. Он Художник, именно так, с большой буквы.
Ему не важно общественное признание и купюры, он идет за “бомбой”, чтобы обыватель ахнул, обалдел, испытал шок при виде заигравшего всеми цветами радуги забора, вагона метро, электрички, двери элитного магазина. Пусть уже завтра его произведение смоют и замажут, но сегодня, сейчас - он король! Кто-то разозлился, кто-то порадовался, а автор - самовыразился.
— Где родилось граффити?
— Трудно сказать. Еще первобытный человек расписывал стены своей пещеры. Историю подхватили афроамериканские подростки в США, потом знаменитые на весь мир ОПГ таким образом метили подконтрольные районы. Кстати, именно от них пошла мода рисовать на стенах свои инициалы.
Пресловутое слово из трех букв, “здесь был Вася”, “Спартак - чемпион” - тоже прообразы граффити.
Граффитчики - часто уважаемые люди, где-то днем работающие, но вечером, ближе к ночи, они “выходят на промысел”. Носят свободную, удобную одежду, под которой прячется перепачканный краской комбинезон. В руках - дипломат, портфель, сумка с баллончиками краски. Хорошо, если ты высокий или толстый, тогда загораживаешь рисунок от любопытных глаз. Маленький - тоже отлично, рисуй себе на здоровье где-то на уровне колен остальных, они и внимания не обратят до поры до времени.
Главное идея - на этой неделе ты зеленый, у тебя зеленое пальто, у твоей девушки зеленые волосы, ты становишься веганом и ешь только зеленое, покупаешь зеленые шторы и спишь на зеленой простыне под зеленым одеялом. А потом концепция резко меняется и ты меняешься вместе с ней.
Поначалу найти качественные краску и насадки было просто невозможно. Рисовали гуталином, заправляли водкой с зеленкой старые фломастеры, выводили закорючки - теги. И были счастливы! Желание перевешивало любые деньги. Да и, собственно, что на граффити можно заработать никто тогда не знал. Зато милиция нас почти не трогала.
Сейчас баллоны с краской можно купить в любом хозмаге или автосервисе, я уже не говорю про специальные магазины для граффитчиков. Там же есть огромный выбор насадок, маркеры имеются в канцтоварах, твори - не хочу! Адреналина стало меньше, а люди больше злятся, а не восхищаются.
— Вы упомянули тэги, что это такое?
— "Тэг" в дословном переводе штамп, что-то вроде подписи. Она есть у каждого художника. А у нас, если пока не можешь создать свою “бомбу” (полноценную картину), нарисуй тег, но красиво, с фантазией, ярко. Потом уже будешь ставить тэг на “полотнах”.
Есть люди, которые своими тэгами покрывают пол города, так их потом на улицах узнают и приветствуют. Девушки симпатичные подходят познакомиться. Везде есть свои легенды, которых знают и уважают в наших кругах.
— А родные, друзья как смотрят на увлечение граффити?
— У всех по-разному. Моя мама не понимает данного вида искусства, но всегда меня поддерживает. Если раньше забирали в милицию, без слов, ездила выручала. Даже деньги на краски давала. Но и, бывало, заставляла смывать художества в подъездах. Наверное, по-настоящему наши творения может оценить только тот, кто их оттирает. Иногда клиенты находятся прямо на улице, подходят, начинают разговор, дают визитку. Предложения всегда можно рассмотреть, особенно конструктивные.
Один раз с другом рисовали ночью на никому не нужной стене, и вдруг на нас напал бдительный собачник, выгуливающий свою таксу. «Что вы творите, поганцы?» — проорал и полез за пазуху. Мы обмерли, думали пистолет выхватит. А он достал пачку соли и стал в нас кидаться. Долго потом смеялись.
А как-то в Питере помог настоящий бомж. Он спал в скверике, я начал рисовать. Чувак просыпается и говорит: «Я знаю, что ты хочешь сделать». Очень удивился, а он продолжает: «Нарисовать выше всех». Изумленный, подошел к нему, разговорились, показал мне лестницу, на которую можно было залезть и довести идею до логического конца.
— С полицией конфликтуете?
— Не сильно.. Чаще все небольшие штрафы и легкий испуг. Изымают краски, наличные, звонят на работу. Больше ничего. Один раз правда столкнулся с ОМОНом. Кошмар. Лицом в асфальт, избили так, что взял бы на себя все преступления века, однако когда очухался - ни одного перелома, да и синяки слабенькие. Профессионалы работали. И статьи потом никакой не предъявили.
Бывает, кто-то наряд вызвал, они приехали посмотрели, им понравилось, молодцы, говорят, ребята, и уехали.
Один раз рисовали с другом, подъехал патруль. Хулиганите? Да нет, отвечаем, творим. Они постояли, посмотрели, а пацаны младше нас. Спрашивают, вы когда закончите? Надо бы все же в отделение подъехать. Мы говорим: часа чрез два. Они вернулись раньше, но стояли в сторонке, не мешали. Мы сами к ним подошли. Едем? Вздыхают: ладно, мы видим, вы нормальные мужики. Нас поймите, вызов поступил, мы обязаны среагировать.
Иногда хозяин стены подойдет, тут 50 на 50, может похвалит может и сгореть, но обычно и в том и в другом случае мирно договариваемся.
Понятно, не надо пачкать памятники, оставлять теги на кремлевской стене, и тогда все обойдется.
— А разрисовывать вагоны метро, поезда?
— Там все просто. Приходите на вокзал или в депо сразу, находите стоящий на запасных путях поезд. И пошла работа! Железнодорожники ужасно ленивые — им неохота нас гонять. Один раз мы расписали поезд с машинистом внутри, он даже из кабины не вышел. Просто каждые пять минут проезжал по 100 метров, думал нас отогнать…
Однажды нашли поезд прямо с завода, новый, блестящий.
Неделю ночевали на поле возле станции, простудились страшно, но дело доделали. Пришли на вокзал встречать своего красавца, а с другой стороны едет такой же разграффиченный состав. Настоящий парад!
Конечно, высший пилотаж — раскрасить вагоны метро. Тут надо пролезть в депо, проще всего через вентиляционную трубу, потом пройти мимо охранника, но если получилось, все вагоны часа на два твои!
Как-то пролезли в метро, прошли мимо пустого поста охранника и вдруг видим, что он в одном из вагонов распивает водку с уборщицами. В ужасе бросились бежать, он за нами. Гонялись по пустым тоннелям часа два, и он нас настиг. Предложил ему выпить коньячку, взятого на дело для согрева. Мужик не отказался, поболтал с нами и вдруг заявляет: «Ну что, рисовать-то будете? Я пока на шухере постою”. И такие истории случались.
— Граффити - это обычно история для 14-18 лет. Тебе несколько больше. Ты женат?
— Нет, но собираюсь.
— А как будущая супруга будет относится к частым ночным отлучкам?
— Мы давно вместе, она знает, чем я занимаюсь. К тому же всегда можно предоставить фотоотчет.
— Насколько сегодня активно граффити - движение?
— Трудно сказать. Я знаю с десяток мастеров, тех, кто расписывает поезда в метро и электрички несколько больше, но там и адреналин круче. Тех, кто засирает своими кривыми тегами и флопами качественные работы - еще больше. Но это тоже жизнь, и никуда не денешься. Даже в музеях ненормальные портят полотна великих мастеров. Но я считаю, что это уже перебор.
— Бросать не собираетесь?
— Пока нет. Мне нравится такая жизнь. Я считаю, что делаю этот город чуточку лучше.
— Тогда удачи!