Визитная карточка города - Скульптурный сад, в котором новаторские идеи пластического искусства представлены в различных вариациях. Здесь, помимо использования открытых территории, показана возможность подачи элементов пластического искусства в закрытом пространстве. Такова, например, композиция «Рыбы», мимо которой просто невозможно пройти. В центре импровизированной теплицы установлена гигантская рыба высотой около 20 футов и весом в три тонны. Автор скульптуры, состоящей из тысячи зеркал и представляющей абсолютный авангард, - Фрэнк Гарри. Эффект достигается паритетным воздействием самой скульптуры и окружающего ландшафта.
«Рыбу» окружают растения, чьи острые перистые формы напоминают рыбий хвост, яркие травы и цветы выделяют и подчеркивают всю композицию Особенностью Сада также является его демократичное архитектурно- планировочное решение. Посетители могут подойти к скульптурам, прикоснуться к ним и вместо обычного окрика «не трогать!» - напрашивается другая реплика - «приобщайтесь!». Это действительно скульптурный сад: пластическое искусство выступает как бриллиант, а окружающая природная основа, в которую вписывается то или иное произведение, - оправа.
К северу, за чертой городских кварталов, находится Натуральный сад - настоящий рай для диких цветов и птиц, его придумала и основала в 1907 году местная учительница Льюис Баттлер. Своим созданием сад обязан женской интуиции и необычайной прозорливости педагога. В начале прошлого века город стремительно разрастался и надвигался на окрестные леса. Под угрозой оказалась уникальность естественного породного состава растений природного комплекса.
Сегодня этот шаг современники называют градостроительно верным и единственно возможным решением по спасению зеленого пояса города. Сад огорожен, на его территории (примерно 15 акров) можно увидеть около 500 видов растений. Персонал очень небольшой: директор и 5 человек, которые, собственно, и обслуживают этот сад. Он разбит на три зоны: прерия, лесная, солнечная. Девиз сада - сохранить кусочек природы в том натуральном виде, в каком он был сотни лет назад. Сегодня заповедник находится практически в центре густо населенного региона, но пребывание на его территории дает полную иллюзию окружающей тебя дикой природы. Ничто не напоминает о том, что сад находится в непосредственной близости от жилых кварталов крупного современного города.
Территория природного парка-заповедника Миннехаха холл раскинута вокруг живописного водопада с небольшим деревянным домиком на кромке каньона. До парка можно добраться по древнему «ветряному пути» индейцев, ныне превратившемуся в асфальтированную дорогу, пролегающую по историческим местам поселении индейских племен.
Уникальным элементом этого парка являются естественные водопады, причудливо прыгающие по диким скалам. Летом прозрачные струи, как хрустальные нити, искрятся под яркими солнечными лучами. А зимой застывают в причудливо сказочных ледяных скульптурах. Но более всего это место знаменито тем, что здесь долгое время жил известный американский поэт-романтик Генри Лонгфелло. Именно на берегах реки Миннехаха рождались строки его гениальной поэмы «Песнь о Гайавате», созданной по мотивам народного индейского эпоса.
Сохранившийся домик местные жители считают первым зданием, с которого началась история Миннеаполиса. Ныне на территории природного заповедника возведены дополнительные постройки со всем необходимым для обслуживания туристов. Исторически сложившиеся трассы дорожек благоустроены, в каньон с водопадом организован спуск по каменным ступеням. Водопад Миннехаха каждый год собирает более одного миллиона посетителей. Парк очень красив в любое время года, именно благодаря сохраненному природному ландшафту.
Изобилие исторически сложившихся парков, таких как Миннехаха холл, дополняется относительно маленькими тематическими садами, например, Сад Мира, который расположен в черте города. Он интересен своим развитием. Изначально отведенная под него территория стала потихоньку расширяться, и сейчас у сада нет четких границ - это так же символично, как и само название. Изюминка садового дизайна - стилизованный «сухой ручей», русло которого периодически заполняется водой естественным образом: во время таяния снега и выпадения обильных осадков. Крупные камни создают впечатление естественного обнажения горных пород.
Буквально через дорогу расположился другой, не менее интересный Сад Роз, который находится в непосредственной близости к озеру Гарриет. Сад уникален коллекцией, заложенной еще в 1908 году. Изобилие и сортовое разнообразие поражают своим количеством и красотой. Но, пожалуй, самое уникальное в саду - морозостойкие кустарниковые розы, которые не нуждаются в присылке грунтом на зиму.
Сад является испытательной площадкой общественной организации «Всеамериканская Лига Розовых Садов». Сюда, для оценки качества растений стекаются все новые сорта роз, выведенные и выращенные, в основном, садоводами-любителями. Под профессиональным присмотром опытных работников, розы «проходят тест», результаты которого в дальнейшем повлияют на судьбу того или иного сорта. Будет ли он украшением крупнейших парков страны, или останется тихо «доживать» свой век в городском саду какого-нибудь небольшого американского городка, или с триумфом попадет на мировые «розовые» подиумы. Итоговые записи, которые систематически ведутся специалистами каждый сезон, дают возможность создания уникального сортового фонда.
Учитывая климатические особенности Миннеаполиса (перепад температур), и географическое положение (Сад Роз - самый северный во всей Америке), можно с уверенностью сказать, что опыт американских садоводов уникален. К тому же сорта здесь подбираются наиболее неприхотливые по уходу, что немаловажно для разведения цветов особенно в крупных масштабах. Площадь сада составляет 1,5 акра, содержится он на отчисления налогоплательщиков в местный бюджет города и штата. Обслуживает сад, по сути, один специалист, который работает постоянно, а на сезонные работы дирекция сада приглашает дополнительных работников.
В некотором отдалении от дороги, ведущей из Миннеаполиса в аэропорт, расположена территория еще одного уникального парка. Арборетум – крупный комплекс, состоящий из питомника и лабораторий для научно-исследовательской и экспериментальной работы по Древесным культурам. Говоря проще, это классический университетский Ботанический сад с элементами ландшафтной архитектуры и дизайна (University of Minnesota Landscape Arboretum). Некогда заболоченная и сильно пересеченная местность сейчас представляет собой яркую ухоженную экспозицию, в которой особое внимание уделено экологии и проблемам создания комфортной окружающей среды. Это и опытные участки, и небольшой учебный центр, и целая череда маленьких садиков - аптекарский, овощной, японский.
В Арборетуме представлены фрагменты и приемы оформления садового пространства малыми архитектурными формами, дизайнерские разработки. Особенно эффектно выглядит парковая часть Арборетума, выполненная в натуральном стиле, который очень популярен в американской ландшафтной архитектуре.
При всем разнообразии и самобытности американских садов, есть нечто общее, что позволяет говорить об определенном стандарте в организации, содержании и формах эксплуатации парковых территории.
В Америке существуют достаточно жесткие планировочные правила и нормы по разбивке публичных парков, которые неукоснительно выполняются градостроительными службами. Например, для велосипедистов предусматриваются специальные трассы, отделенные от пешеходных дорожек. Можно назвать это мелочью. а можно - культурой комплексного благоустройства, к которой следует отнести и неуклонное требование высаживать по окраинным границам парков высокую зелень, создающую искусственный барьер между рекреационной и жилой зоной.
Таким образом владельцев частных домов, расположенных в непосредственной близости от парка, предупреждают, чтобы они не скосили заодно со своей и «общественную» траву, или по неосторожности не повредили бы парковый ландшафт.
А еще, например, известен случай, когда Комитет по паркам обратился в Верховный суд с просьбой запретить строительство шоссе на территории парков. В результате чего был принят закон, согласно которому, если для строительства скоростной автомагистрали отчуждается часть парковых земель, то соответствующие организации и службы обязаны выделить под парк равноценный участок в другом месте. Таким образом, общее количество парков не уменьшается, и сохраняется общий баланс территорий.
Казалось бы, такие простые истины, и все их знают, и никто не спорит с необходимостью создавать природоохранные законы и, что еще важнее, их соблюдать. Вот только беспокоит одно: пока мы говорим, что это надо сделать завтра, кто-то сделал уже вчера.