Мы все понимаем, что "сердцем" автомобиля принято считать двигатель. Существует целая иерархия двигателей, делящая их от типа топлива и до расположения поршневой. Но сегодня мы поговорим про двигатель, который для нашей страны стал революционным.
По меркам автомобилестроения XX века принято считать, что практически любая модель легкового автомобиля производится около 10 лет. Каждая следующая модель мало чем отличается от "оригинала" и здесь чисто экономические причины. Запуская автомобиль в массовое производство, учитываются затраты и ресурсоёмкость дорогостоящего оборудования. И, конечно, автопроизводители стараются свести эти затраты к минимуму. Поэтому двигатель реже прочих агрегатов подвергается изменениям и именно с учетом этого некоторые автопроизводители оставляют некий потенциал для модификации без радикальных изменений. Итак, двигатель, который ставился на все классическое поколение ВАЗа и давайте поближе с ним познакомимся.
Основой двигателя является коленчатый вал и именно с целью увеличить ресурс силового агрегата - его сделали из чугуна (который дешевле и долговечнее в отличии от кованного) с диаметром коренных шеек 51 мм., а шатунных - 48 мм. Еще одно отличие - пять коренных подшипников, которые значительно жестче в сравнении с более распространенными трехопорными. Всё это требует и более крепкого блока цилиндров, который отлит из того же чугуна.
Изменения внесли и в систему охлаждения - в этом двигателе рубашка охлаждения сделана так, чтобы стенки цилиндров полностью (по всей высоте) омывались ОЖ. Как Вы можете догадаться, подобное решение позволяло более равномерно охлаждать двигатель.
Теперь поговорим про поршневую группу. Каждый поршень укомплектован 3-мя чугунными кольцами, при чем верхнее, находящееся в наиболее трудных условиях - имеет выпуклую поверхность, а сами шатуны - стальные. Для избежания дребезга при работе на непрогретом двигателе - отверстие под палец сместили в бок на 2 мм.
Блок закрывается алюминиевой головкой с креплением на 10 болтов. Внутри крышки расположили небольшие клиновые камеры сгорания, клапаны и впускные-выпускные каналы. Сам распределительный вал помещен в отдельном корпусе тоже из алюминия с креплением на 8 шпилек. Вращение с "колена" на распредвал осуществляется роликовой цепью через промежуточный ролик. Далее, вращением передается через пару шестернь на топливный и масляный насосы. Иначе говоря, все то, что требует контроля от водителя - находится с левой стороны: масляный щуп, свечи, трамблер, топливный и масляный фильтры, топливный насос. Справа же расположились воздушный фильтр, карбюратор, впускной и выпускной коллекторы, натяжитель, цепи, генератор, стартер. Отдельно стоит сказать, что в системе охлаждения внедрен термостат, который может пускать ОЖ как через радиатор, так и минуя его (большой и малый круги).