Всем известны случаи, когда поистине талантливые, а где-то даже гениальные дети, вырастая, теряются в мире взрослых. Общество перестает их замечать, либо уже не возносит их таланты так же высоко, как это было в их детстве. Нередко этот резкий переход из одного возраста в другой заканчивается для таких детей трагически. Однако сегодня мы не будем долго рассуждать на подобные темы, а расскажем историю поистине невероятного мальчика.
КРИСТИАН ФРИДРИХ ХЕЙНЕКЕН (6 февраля 1721 — 27 июня 1725). Подобно губке, малыш впитывал знания из различных областей, не ограничиваясь одним предметом. Он не был замкнут и отлично общался с людьми. К десяти месяцам младенец начал не просто говорить и выстраивать предложения, но вести беседу, поражая логическими умозаключениями. К году Кристиан наизусть цитировал библейское пятикнижие. К двум годам изучил мировую историю и без запинок перечислял важнейшие географические открытия. Он выучил французский, освоил латынь. В возрасте трех лет переключился на математику и биологию, затем на религиоведение. Его не интересовали игрушки, игры его сверстников. Стремление к знаниям заменяло ему всё.
Его любимым чтением стала иллюстрированная энциклопедия на латыни «Чувственная картина мира» Яна Амоса Каменского, которой мальчуган зачитывался до поздней ночи. Кристиан Хейнекен был вторым ребенком, при этом его старший брат дожил до преклонного возраста и пошел по стопам родителей, связав свою жизнь с искусством. Родители вундеркинда были вполне заурядными личностями. Отец – посредственный архитектор и художник, мать владела небольшой галереей-магазином по продаже предметов искусства. Воспитание мальчика доверили няньке-кормилице – жесткой и властной женщине.
...Когда трехлетний карапуз забрался на кафедру, глаза присутствующих студентов и профессоров гимназии Любека широко раскрылись. Малыш начал свой доклад с биографического очерка о римских императорах и израильских правителях, а затем развернул тему в сторону необычной географии родной страны и особенностям скелета человека. Слава о необычном мальчике быстро разнеслась по округе, поэтому частые гости дома непременно желали увидеть чудо собственными глазами. Постоянные визиты и "работа" на публику сильно утомляли вундеркинда, зато прибавляли авторитета и популярности его родителям, которые и понятия не имели, что дети-гении зачастую просто эмоционально не готовы к решению серьезных философских и этических проблем, и это приводит к трагедиям – от сумасшествия до ранней смерти.
Скучающий королевский двор был рад новой забаве – маленькому мальчику, который без смущения отвечал на любые вопросы, а стройностью мыслей превосходил многих ученых мужей. Популярность мальчика достигла двора, и родители вряд ли хотели упустить уникальную возможность появиться в высшем обществе. Несмотря на то что организм Кристиана уже начал протестовать против таких больших нагрузок (ребенок чувствовал недомогание и с трудом мог делать записи), родители отвезли его в Копенгаген. На протяжении года малышу приходилось постоянно работать "на публику". На одной из его первых лекций присутствовал и король, назвавший чудесного ребенка "Miraculum" (в переводе с латыни "чудо"). Мальчик страстно мечтал познакомиться с главным человеком королевства, с которым всезнайка планировал поделиться плодами собственных научных изысканий. По одной легенде это была написанная им история Дании, по другой - навигационные карты.
Но по возвращении домой состояние Кристиана стало стремительно ухудшаться. Он почти не спал и плохо ел, постоянно жаловался на ломоту в теле и головную боль, капризничал, каждый час просил его искупать и переодеть. По мнению современных врачей, мальчик мог страдать от глютеновой болезни - сложного нарушения обмена веществ. Спасением от нее в то время служила только диета, исключающая углеводы. Но мать, которую интересовала только уникальность ее ребенка и вызванная ею популярность, предоставила решать вопрос с питанием малыша кормилице, считавшей, что лучшая и единственная еда для ее воспитанника - каша, а все врачи - слуги дьявола.
Даже в этом состоянии к нему всё еще допускают посетителей, которые одолевают всевозможными вопросами. Однажды, когда его ноги обрабатывали тлеющими травами, он произнес: «Vita nostra fumis …» ("Наша жизнь - дым..."). Когда тело ребенка покрылось отеками, он перестал вставать с кровати.
27 июня 1725 года ребенок-уникум умирает со словами : "Боже Иисусе, забери мой дух…" Мог ли «младенец из Любека» прожить долгую и счастливую жизнь? Трудно сказать, потому что сложно сказать, что есть такое раннее и интенсивное интеллектуальное развитие - гениальность или патология. Ведь мы еще до сих пор не уверены в том, что и гениальность - это норма... Одно можно сказать точно: родительское тщеславие, ничего общего не имеющее с родительской любовью, никогда не делает ребенка счастливым...