По наблюдениям учителя начальной школы Анны Литягиной, каждые полгода-год увеличивается количество первоклашек и второклашек, которые начинают носить очки. На зрение школьника негативно влияют не только необходимость постоянно читать и писать на близком от глаз расстоянии, но и неправильная поза при письме, регулярный недосып из-за объемных домашних заданий, неправильное питание. Доктора советуют детям делать гимнастику для глаз, но школьники вряд ли будут делать ее сами, необходим контроль и руководство взрослых. Приводим несколько упражнений из практики Анны Литягиной, которые каждый педагог может проводить с учениками в классе, затрачивая на это не более 5-7 минут.
Группа упражнений для разогрева мышц шеи и плеч
Эти упражнения лучше проводить в начале учебного дня. Благодаря их выполнению, улучшается кровоснабжение глаз и головного мозга. Выполнять каждое упражнение стоит по 4 раза, не торопясь, без рывков.
- Подбородок тянем вниз, к межключичной ямке, потом вверх, к потолку.
- Наклоняем ухо к одному плечу, потом к другому.
- Поворачиваем голову вправо, потом влево (с каждым новым поворотом стараемся увидеть как можно больше вокруг себя).
- Мысленно перекатываем воображаемый мячик по груди-плечам-спине (в одну сторону, затем в другую).
- Выполняем круговые движения плечами вперед и назад.
- Разводим-потягиваем в стороны и назад к спине согнутые в локтях руки.
- Растираем до ощущения тепла ладони, шею, уши, лоб.
Каждый новый наклон-поворот следует сделать чуть дальше, чем предыдущий, стараясь ощутить, как растягиваются и согреваются мышцы.
Упражнения для поддержания тонуса глазных мышц
Точка
Для выполнения этого упражнения нужно нарисовать точку на окне. В течение 1-2 минут внимательно, не отрывая взгляда, смотрим на точку, не забывая при этом моргать. Отводим взгляд на максимально удаленный от точки предмет за окном и стараемся сфокусировать на нем взгляд в течение 5-10 секунд. Возвращаемся взглядом к точке.
Спирали
Это упражнение можно проводить во время минутной паузы на уроке. Для этого заранее прикрепляем к доске магнитик. Фокусируем взгляд на магнитике и медленно раскручиваем взглядом воображаемую спираль, увеличивая радиус каждого нового ее круга, пока не закончится поле обзора. Затем скручиваем спираль обратно в точку.
Во время выполнения этого упражнения необходимо после каждой спирали на 3-5 секунд закрывать глаза для отдыха, а открывая глаза, несколько раз моргнуть.
Нос Буратино
Ребенку необходимо представить, что у него нос Буратино, на кончике которого висит капля цветных чернил, мысленно нарисовать кончиком носа спираль и скрутить ее обратно. Голова и шея при этом должны двигаться. После выполнения упражнения нужно открыть глаза и несколько раз моргнуть.
Пишем носом цифры, буквы, слова, рисуем фигуры, цветы
Не закрывая глаз, нужно написать в воздухе носом воображаемую цифру, букву, фигуру или предмет. По окончании упражнения нужно закрыть глаза на 5-7 секунд, открыть их снова и поморгать.
Рисунки на стене и потолке
Для выполнения этого упражнения в солнечный день можно использовать зеркало и солнечный зайчик, в пасмурный – лазерную указку или ручку. Луч направляем на потолок или стену, рисуя разные фигуры. Детям необходимо в течение 1–2 минут следить глазами за световой точкой. Можно добавить игровой элемент − написать имя одного из учеников и попросить учеников угадать, чье это было имя.
Упражнения для снятия напряжения и расслабление глазных мышц
Пальминг
Ставим локти на стол и кладем скрещенные пальцы на лоб так, чтобы глаза были прикрыты тыльной стороной ладоней. На глаза не давим, они должны свободно открываться-закрываться. В таком положении необходимо провести 2-3 минуты, стараясь расслабиться.
Во время выполнения этого упражнения спина и шея должны быть ровными, это облегчит кровоток. Следите, чтобы дети не ложились на парту и не держали руки на весу. По окончании выполнения упражнения нужно открыть глаза и поморгать. Дети обязательно отметят, что все вокруг стало ярче и четче.
Медвежонок
Для выполнения этого упражнения необходимо встать, выпрямить спину и расставить ноги на ширину плеч. Покачиваемся из стороны в сторону, переступая с ноги на ногу, подмечая, что окружающая обстановка покачивается в противоположную сторону.
Круги
Описываем глазами круги. Сначала можно смотреть на большой нарисованный круг или на спортивный обруч. Затем нарисовать его взглядом, после − мысленно, с закрытыми глазами.
Очень важно также периодически детей пересаживать, меняя рядность, выбирая парты с разной удаленностью от доски, − добавила Анна Литягина. − Это необходимо делать, чтобы угол и фокусировка зрения ребенка менялись, все мышцы глаза работали равномерно.
Пусть вас не пугает большое количество приведенных упражнений, − отметила Анна.− На самом деле это минимум. Не надо делать все за один раз − выбирайте на свое усмотрение. Уделить 5 минут выполнению упражнений для глаз вместе с детьми может позволить себе каждый учитель.
Все рекомендации и упражнения, приводимые в статье, проверены и одобрены детскими офтальмологами ДГКБ №9 города Москвы.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.