Найти тему
Трудный ребенок

Одна из самых таинственных катастроф Второй мировой войны

На фото: Принц Джордж, герцог Кентский отправляется в полёт.
На фото: Принц Джордж, герцог Кентский отправляется в полёт.

25 августа 1942 года британский самолёт-амфибия Short S-25 Sunderland Mk III врезался в склон, расположенный в 2,5 милях от моря и примерно в трёх милях от городка Данбит. Самолёт врезался в невысокую гору Иглс-рок (Орлиная скала). Несмотря на такое название, место вокруг отнюдь не гористое, а скорее это голая пустошь, поэтому достаточно неожиданно, что пилот попал именно в эту горку, поднимающуюся над уровнем моря всего на 200 метров. При ударе машина перевернулась через нос и развалилась, после чего взорвалось горючее (несколько тонн). Единственный кому повезло из экипажа – хвостовой стрелок Энди Джек. Ему повезло, что при опрокидывании через нос самолёта его хвостовая часть оторвалась и центробежной силой была выброшена далеко вперёд, угодив в болото, которое смягчило удар и частично спасло от мощи взрыва. Как показало последующее расследование, все остальные члены экипажа и пассажиры погибли мгновенно от удара ещё до взрыва. Происшествие само по себе не рядовое, однако не такое уж и выдающееся, учитывая, что оно произошло во время войны. Однако эта катастрофа до сих пор остаётся одной из самых жгучих тайн в истории Великобритании времён Второй мировой войны. Дело в том, что этот самолёт пилотировался лучшим лётчиками королевских ВВС, а среди пассажиров самолёта находился коммодор ВВС – герцог Кентский, младший брат короля.

Значительно позднее сформировалась конспирологическая версия этой катастрофы, основанная на том, что отчёты о гибели Short S-25 Sunderland Mk III с герцогом Кентским на борту содержали множество странных несоответствий. Например, подоспевшие спустя несколько часов после услышанного взрыва спасатели, обнаружили на месте катастрофы четырнадцать обгорелых трупов членов экипажа. Число трупов точно соответствовало официальным документам, составленным в момент вылета самолёта. Так что почти сразу все газеты сообщили о том, что все члены экипажа погибли. Однако спустя некоторое время (на следующее утро после катастрофы) обнаружился живым уже упомянутый хвостовой стрелок Энди Джек, который после взрыва, находясь, по его словам в состоянии шока, ушёл (вопреки Уставу) с места катастрофы и добрёл до какого-то коттеджа неподалёку, где получил кров от хозяев. Таким образом получилось, что вместе с Энди Джеком в самолёте в момент аварии находилось не 14, как значилось в документах, а 15 человек. Кто был этот один лишний и откуда он взялся?

На фото: памятный крест на месте гибели Short S-25 Sunderland; хорошо видно, что местность там совсем не гористая.
На фото: памятный крест на месте гибели Short S-25 Sunderland; хорошо видно, что местность там совсем не гористая.

Самое удивительное, что во время проведённого официального расследования, Энди Джек, то есть единственный оставшийся в живых свидетель катастрофы, допрошен не был. Его лишь бегло опросили сразу после «чудесного воскрешения», после чего все официальные лица потеряли к нему какой-либо интерес.

Ещё одна странность. В официальном судебном расследовании (куда не вызывался Энди Джек) время катастрофы было указано 14 часов. Но в диспетчерском журнале авиабазы Инвергордона, откуда взлетел самолёт герцога, указано время вылета – 13:10 (момент, когда самолёт оторвался от воды). От Инвергордона до места катастрофы лёту примерно 20 минут. Но где, в таком случае, был этот самолёт ещё полчаса? Кроме того, в графе «продолжительность полёта» стоит знак вопроса.

На фото: взлёт самолёта-амфибия Short S-25 Sunderland
На фото: взлёт самолёта-амфибия Short S-25 Sunderland

Впрочем, как позднее выяснилось, высокие официальные лица всё же общались с Энди Джеком (вне рамок официального судебного расследования) и даже взяли с него письменную клятву хранить все детали катастрофы в полной тайне.

Кроме того, все попытки журналистских послевоенных расследований этой катастрофы натыкались на глухую стену молчания официальных лиц и явной цензуры многих, относящихся к делу документов. А если учесть, что на месте гибели самолёта герцогиня Кентская установила памятник, в надписи на котором туманно говорится про какую-то «особую миссию» герцога, то нет ничего удивительного, что вокруг этого события вскоре стали создаваться самые разнообразные конспирологические версии. Все они выстраиваются вокруг следующих бесспорных фактов.

На фото: Освальд Мосли перед членами Британского союза фашистов (распущен в 1940 году).
На фото: Освальд Мосли перед членами Британского союза фашистов (распущен в 1940 году).

Дело в том, что в Великобритании было сильное прогерманское лобби, которое совершенно не желало продолжать войну с Гитлером. Вершийно айсберга был Британский союза фашистов (БСФ), основанный английским баронетом Освальдом Мосли, который копировал стилистику и идеологию Муссолини и Гитлера. С началом войны Мосли был арестован, а БСФ распущен. Однако остались на свободе многочисленные выскопоставленные сторонники БСФ или просто те аристократы, которые считали, что Великобритания должна заключить союзе с Гитлером против СССР.

Прогерманское лобби группировалось вокруг королевской семьи, а герцог Кентский был чуть ли не главным действующим лицом этой весьма влиятельной группы. Как считается, Рудольф Гесс, который 10 мая 1941 года совершил свой удивительный перелёт в Шотландию на самолёте Мессершмитт BF-110 (Me-110), летел как раз на переговоры с представителями этой группы с целью оговорить пункты мирного договора между Великобританией и Германией. В мае 1941 года в состоянии войны друг с другом находились только эти две страны, то есть, собственно, никакой мировой войны не было, а была война – причём достаточно вялая (если не считать бомбардировок) – между Германией и Великобританией. Однако в темноте Гесс сбился с курса и приземлился не там, где должен был, в результате чего попал в руки официальных властей и в итоге стал военнопленным.

В мае 1941 года, естественно, в Англии существовала и другая группа – та, которая хотела продолжать войну с Германией до победного конца. Лидером этой группы был премьер-министр Великобритании Уиностон Черчилль. Естественно, Черчилль был главным камнем преткновения на пути партии мира. И вот, якобы, готовился даже переворот с целью отрешение Черчилля от власти и замены его другим кандидатом, который должен был пойти на мирные переговоры с Гитлером. 25 августа 1942 года, как гласит эта версия, герцог Кентский летел на встречу с Рудольфом Гессом и, якобы, встретился с ним (ещё ранее Гесс, якобы, был подменен двойником и вывезен в Шотландию в один из коттеджей на берегу озера недалеко от Иглс-рок). Более того, Гесса взяли на борт, после чего самолёт во время взлёта в условиях низкой облачности и врезался в гору. Отсюда и «лишний член экипажа». И вообще, эта катастрофа была подстроена по личному приказу Черчилля. Эта версия стала началом другой конспирологической теории – о том, что в Нюрнберге судили не настоящего Гесса, а его двойника, поскольку настоящий погиб в августе 1942 года.

На фото: обломки самолёта Рудольфа Гесса в Шотландии. Май 1941 года.
На фото: обломки самолёта Рудольфа Гесса в Шотландии. Май 1941 года.

Вот такая, до сих пор нераскрытая тайна времён Второй мировой войны. Британская корона умеет хранить свои тайны.