🔹Болгаро- французский художник-сюрреалист, писатель.
🔹Бо́льшую часть жизни прожил во Франции.
🔹Более известен во Франции, чем в Болгарии.
🔹Один из самых оригинальных представителей течения сюрреализма (“сюрреалист до сюрреалистов”).
Георгий Папазов родился в Ямболе в 1894 г. Он шестой, самый младший ребенок пекаря Панайота Папазова. Торговля в крови семьи Папазов, только молодой Георгий исключение, чем здорово раздражает братьев и ранит их семейную гордость.
После участия в качестве добровольца в балканских войнах в 1912-1913 гг. его отправляют на учебу в Инженерно-техническую школу в Праге, где он учится разбивать парки. Но его привлекает только рисование. Позже он вспоминал, что в своей родной стране никогда даже не слышал о живописи. Вскоре он понял, что не будет инженером. Его призвание — живопись.
В 1914 году он едет в Германию (Мюнхен), где берет уроки рисования у немецкого профессора. Его первые работы — реалистичные акварели и пейзажи. В Мюнхене он встречается с болгарской студенткой, и скоро пара женится.
В 1919 году художник собирает все свое мужество и устраивает первую выставку на своей родине. Критики разгромили его в пух и прах, но неудача не сломила молодого человека.
В 1921 г. он продал первую картину — «Лошади», которая выставлялась на Берлинской художественной выставке. В первой половине XX века переезжает из города в город, посещая Вену, Берлин, Женеву и, наконец, в 1924 г. оказывается в Париже, где знакомится с сюрреалистами.
Под влиянием творчества многих французских художников в Париже он сделал себе имя, его искусство считается отдельной “ветвью” современной живописи.
Папазов подтверждает библейскую истину, что нет пророка в своем отечестве. Один из лучших художников своего времени, он был признан за рубежом, тогда как в родной Болгарии был приговорен к десятилетиям забвения. Почему?
В стране очень сильны родственные связи, а поскольку будущий гениальный художник Георгий Папазов был крайним индивидуалистом, то для него было естественным «уехать за границу», поскольку его искусство оставалось «недопонятым».
С первых лет пребывания в Париже картины художника выделяются среди остальных работ сюрреалистов, современники называют его «сюрреалистом перед сюрреализмом». Его глубокая оригинальная манера письма не следует каким-либо эстетическим программам. Он рисует, полагаясь лишь на свою «внутреннюю» силу.
В своих размышлениях об искусстве Папазов пишет: «Я считаю, что художественное творчество — это не коллективная догма, а субъективная судьба самого художника. Отбросив все искусственные предрассудки, я считаю, что я сохранил свое сердце. Для меня нет правил в работе. Все, что я делаю, — результат свободы».
В середине 1930-х годов он вернулся в Болгарию и провел здесь около двух лет, пытаясь оставить свой след в искусстве, хотя мало кто его принял. Известные болгарские интеллектуалы писали о нем статьи, но в целом публика в этой стране никогда не выражала особых восторгов по поводу его картин.
В это время Папазов пишет книгу на болгарском языке о французских художниках, пытаясь объяснить свой стиль живописи. Но искусство, которое он создал, было слишком далеко от того, что высоко ценилось в то время. Реализм в картинах полностью отсутствовал, а цветовое решение и образные элементы оставались для публики чем-то непостижимым.
Но индивидуализм и неизменная оригинальность Папазова оставались с художником всю жизнь. «Я оставался индивидуалистом и не связывался ни с одной школой. Я не футурист, не сюрреалист, не кубист. Я просто художник”.
В 1933 году состоялась выставка картин Георгия Папазова в Швеции. Блестящие отзывы и, в частности, мнение директора Музея современного искусства в Стокгольме, подтвердили, что Папазов — “мечтатель и мистик, который ищет истину — свою правду — в собственных духовных глубинах и который обогатит сокровищницу человеческих мечтаний”.
Родная Болгария не поняла и отвергла Папазова, и он уезжает в Париж. Спустя почти 20 лет художник пробует себя в качестве писателя: выпускает автобиографическую книгу «Братья Дреновы».
В 1960 году художник уходит на отдых. Его домом становится Ванс (Лазурный берег). Папазова не стало в апреле 1972 года.
Но осталась память в родном городе, где есть улица с его именем и художественная галерея, названная в его честь.
Подписывайтесь на канал “Сюр без Дали”, следите за новыми постами, делитесь с друзьями.