Найти тему
Фактор 10

Мужской клуб: как трофейный "Adler " отправился из Петрозаводска на автопарад

Корреспондент «МК в Карелии» вспоминает события 1983 года

Александр Трубин, "МК в Карелии"

Восстановив довоенный немецкий автомобиль, петрозаводский энтузиаст отправился на нем в Ленинград на автопарад. Он прихватил с собой журналиста и пережил по пути массу приключений.

Вот на таком чуде - от Петрозаводска до Питера в начале 80-х. Фото: antikwariat.ru
Вот на таком чуде - от Петрозаводска до Питера в начале 80-х. Фото: antikwariat.ru

С понятием "автомото в стиле ретро" я близко познакомился в начале 60-х годов, когда в подвале нашего петрозаводского дома на улице Герцена неожиданно открылся магазин охотничьих и рыболовных принадлежностей. В него зачастили любители этого вида промыслов, многие из которых в то время имели транспорт, в основном мотоциклы: как отечественные - "Уралы", ИЖи - так и, как и трофейные, с эмалированными бело-синими эмблемами BMW. Водители, уходя за покупками, разрешали нам посидеть на "железных конях", и немецкий запомнился мне больше всего своим глубоким удобным сидением. А еще тем, что, если в замок зажигания вставить спичку и нажать кнопку клаксона, но раздастся баритон звукового сигнала...

Прошли годы, и я уже не думал, что мне придется снова окунутся в прелести этой автомотостарины. Но в августе 1983 года приятель Владимир, в то время инженер Онежского тракторного завода, пригласил меня отправиться на его чуде довоенного германского автопрома в Ленинград - на парад старинных автомобилей.

Все мальчишки мечтают о чем-то, но далеко не каждый может осуществить свою мечту. Володя это сумел: он хотел иметь старинный автомобиль и получил его. "Ты представляешь себе, - рассказывал он, - я познакомился с дедом, у которого в гараже стоял настоящий "Адлер Трумпф Юниор"! На ходу! Дедуля был уже старый и за машиной ухаживать не мог, а продавать не хотел: память, связанная с военным прошлым - он ее из Германии привез. Я к нему чуть ли не каждый день ходил: пили чай, разговаривали о жизни, машинах. Он очень боялся, что "Адлер" попадет не в те руки, но я его убедил".

Автомобиль Adler Trumpf создал талантливый немецкий конструктор Ханс Рёр в 1932 году и представил его на Женевском автосалоне. Это был фурор европейского автопрома: элегантный вид, простота обслуживания, низкая цена - настоящий "народный автомобиль" задолго до появления фольксвагеновского "Жука". Спустя всего два года появилась еще более компактная и дешевая модификация, получившая имя Adler Trumpf Junior. Кстати, "adler" с немецкого переводится как "орел", "trumpf" - "козырь", а "trumpf junior", соответственно - "младший козырь".

Хотя дед и лелеял "Адлер", как мог, но машина была в плачевном состоянии. Володя год провел в гараже, чтобы довести ее "до ума". Перебирал движок, ходовую часть, искал недостающие части, драил до блеска кузов, шпаклевал... Это сейчас все просто: кинул клич в интернете - нашлись сообщники. А тогда он списывался по почте с такими же фанатиками-автомобилистами, ждал неделями посылки с запчастями...

И вот его Adler Trumpf Junior, покрашенный - там же в сарае - в белый цвет, с черной брезентовой "нашлепкой" на кабине (Володя объяснил, что в те времена "цельнотянутые" крыши кузовов еще не умели делать) был готов к демонстрации. В нем все было практически родное: двигатель 25 лошадиных сил, сотовый медный радиатор, четырехступенчатая коробка передач, независимая рессорная подвеска, механические тормоза барабанного типа. И главная особенность: "Адлер" был переднеприводной - в отличие от многих своих современников, да традиционных авто 80-х годов.

Капот, как и у большинства машин того времени, имел две створки, откидывающихся вверх и складывающихся пополам. Широкие обтекатели передних колес с огромными "глазами"-фарами придавали машине особый шарм. "Вот только стойку фонаря заднего хода не смог найти», - пожаловался Владимир. – «Зато подошла конструкция "поворотника" грузовика ГАЗ-51: как будто слизали ее у немцев. И колеса - настоящие Dunlop".

Кабина "Адлера" имела две большие двери, передние сидения - откидывающиеся. Обивка - "родная" плотная гобеленовая ткань, а сидения, как с гордостью объяснил Володя, набиты морской губкой. И я должен сказать, что сидеть на них было куда комфортнее, чем на кожаных эргономичных креслах современных иномарок представительского класса. Вот только одна деталь этого "Орла" удивляла: в дверях не было запирающего замка. Видимо, немцы тогда не беспокоились об автокражах.

«Поспорил старенький автомобиль, что пробежит он 400 миль»... Под эту песенку ВИА "Веселые ребята", нагло передранную с битловской Drive My Car, мы и двинулись на "Адлер Трумф Юниоре" в 400-километровый путь до Ленинграда на парад автомобилей. Его организовал местный клуб любителей автомотостарины (слово "ретро" еще не появилось в обиходе), именуемый "Самоходъ" - одно из самых известных в то время в стране общественных объединений поклонников всего, что еще могло двигаться на колесах.

Мы выехали в начале седьмого утра. Володя предупредил, что, хотя по паспорту его "Адлер" развивает до 90 км/час, наша крейсерская скорость не будет превышать 40 километров: "В 18.00 у Ладожского моста через Неву - рандеву с ленинградцами, должны успеть". На заправке - на углу Первомайского проспекта и улицы Сорокской (там, этот домик стоит и поныне) мы заправились бензином и маслом, и отправились в путь.

Если вы думаете, что ехать со скоростью 40 км/час - это очень медленно, то ошибаетесь. Хотя даже в то время я на "Запорожце" рассекал просторы Карелии с вдвое большей скоростью. Но дело не в этом. Тихая езда на старике-"Адлере" как-то необычно умиротворяла: больших отвалов вдоль трассы в то время не имелось, и можно было неторопливо наблюдать все детали медленно проплывающего мимо пейзажа. Даже любоваться цветочками вдоль дороги и порхающими над ними бабочками. Такие впечатления неповторимы.

По тактико-техническим данным наш "Орел" должен был "съедать" 9 литров топлива на 100 километров пути. На самом деле он оказался куда прожорливей, но мы нашли выход. Хотя в СССР бензин А-72 (наиболее подходящий для нашего авто) стоил недорого, АЗС на трасе катастрофически не хватало. Эту проблему мы решали просто: останавливались на дороге, дожидались грузовика, в баке которого был подходящий бензин, поднимали руку с пустым ведром. Машина тут же останавливалась, и водитель, сцедив нам топливо из своей машины, еще долго обходил "Адлер": "Ну, такой "шкатулки" на колесах еще не видел, - запомнил я высказывание одного из водил. - Как же не помочь?". А рядом тормозили МАЗы, ЗИЛы, "Москвичи" и "Жигули" - всем хотелось посмотреть на наш раритет.

Мы останавливались часто: Володя давал отдохнуть пятидесятилетнему старцу-двигателю, доливал масло, проверял рулевые тяги, щупал диски колес - механическая система тормозов, на его взгляд, их перегревала. И на последней стоянке у моста через Неву он решил тормозные тяги слегка ослабить. Как выяснилось позже - на свою же голову...

Продолжение следует.