Долго вокруг режиссера Юрия Быкова не утихает хайп. Топовые блогеры и интервьюеры зовут его в свои шоу, берут долгие пространные интервью. Не понимал, чем меня так раздражает этот действительно талантливый режиссер. Теперь понял - это классический пример попытки быть "и нашим и вашим". Нравиться богеме и либералам, слыть независимым автором социальных драм - и зарабатывать крутые бабки в самом что ни на есть мэйнстрим-кино, сотрудничать с Первым каналом, получать миллионные гонорары за "правильные" сериалы. И вечно подводить людей.
Быков прославился в кинематографических и фестивальных кругах благодаря жесткому криминальному "Майору" (2013) и остро-социальному "Дураку" (2014). Оба фильма сняты подчёркнуто реалистично, на грани того, что во времена перестройки называли "чернухой". Я имею в виду не качество кино - Быков хороший режиссер, а беспросветную атмосферу картин. Так Быков обозначился на кино-карте. Но на таких фестивальных фильмах с ограниченным прокатом и небольшой аудиторией денег на заработать. Зато вовремя появилось внимание продюсеров.
И вот в 2015-м "независимый" режиссер под эгидой таких "монстров" Первого канала, как Эрнст и Цекало, выпускает абсолютно коммерческий сериал "Метод". Сериал кому-то может не нравиться, но факт остается фактом - это успешный проект, сделанный на очень приличном даже по мировым меркам уровне. Приличный бюджет, настоящие звезды, четкий жанр триллера. Быков уверенно утверждается в лиге хорошо оплачиваемых профессионалов.
В 2017-м за режиссурой Быкова и под продюсированием Бондарчука и Эрнста на Первом выходит полностью официозный сериал "Спящие" о либеральной предательской сволочи и самоотверженных сотрудниках ФСБ. Нравится или не нравится сериал - снова факт, что это рейтинговый успешный проект и профессионально сделанный продукт. Отметим, что вряд ли Быков не понимал, какое кино он снимает.
Как известно, дальше началась дружная обструкция Быкова в либеральных кругах. Быков мог бы честно сказать - да, честно заработал хорошие деньги, снимая патриотический сериал по заказу Первого канала. Имею право. Но у взрослого мужика Быкова случается истерика, он повергает в шок коллег по "Спящим", делая публичное заявление, что он, мол, предал доверие своих "настоящих" зрителей, ему стыдно и он чуть ли не бросает профессию.
До этой истерики, правда, был еще один конфликт - на съемках блокбастера "Время первых" о советских космонавтах. Взрослый человек Быков понимал, что ожидают продюсеры от высокобюджетного патриотичного фильма, но согласился и стал снимать "свое кино" - очень ответственный поступок для взрослого (подчеркиваю снова) человека и профессионала. Отсняв две трети фильма, Быков был уволен - поставив группу в затруднительное положение. Кстати, похожая ситуация уже произошла с ним на съемках сериала "Станица" (2013) - Быков принял предложение продюсеров и тоже решил снимать по-своему - и тоже был со скандалом уволен.
Конечно, автор имеет право на самовыражение, но если ты соглашаешься на коммерческие продюсерские проекты, если ты ответственный человек, ты должен понимать - и принимать - правила большой игры.
После громкого скандала Быков стал нарасхват в блогосфере - сплошные интервью и размышления, оправдания, объяснения и обещания завязать с режиссурой или, как минимум, взять долгую паузу. Правда, тут же выходит его новый независимый остро-социальный триллер "Завод" (2018). Быков снова оправдывается, что это, мол, старые обязательства, которые он, как порядочный и ответственный (!) человек, должен завершить. Фильм провалился в прокате, и уже не был обласкан критикой, как "Майор" и "Дурак". И снова оправдания и объяснения, почему проект не задался.
Упс, завязавший с кино Быков буквально на днях выпускает новый фильм - драматический триллер "Сторож"! Когда же он говорит честно и искренне?
Именно это раздражает. Хочешь быть независимым "автором" - не заигрывай с Первым каналом и блокбастерами. Хочешь делать крутые бабки - будь профессионалом и не подводи коллег, которые доверяют тебе дорогую продукцию. Говоришь, что завяжешь - будь взрослым мужиком, завязывай. А то скоро потеряешь доверие всех.