Ранние археологические изыскания проводились в основном вдоль Амазонки, а затем были расширены до нескольких крупных притоков с целью выявления региональных керамических традиций и местных фаз.
Исследования в Верхней Амазонии, инициированные Латрапом и Рузвельтом в Среднем Ориноко и нижней Амазонии, позволили провести более углубленные исследования региональной последовательности и пространственного распределения, которые легли в основу детального регионального обследования и изучения изменчивости внутриобитаний, включая горные районы.
Широко известны две традиции керамики со значительными региональными различиями: Барранкоидная традиция Амазонии и Полихромная традиция Амазонии.
Некоторые традиции, такие как ранний мараджоарский стиль, сочетают в себе элементы лепного, резного и бихромового декора, типичного для амазонских барраноидов, и живописную керамику юго-восточной традиции амазонки Тупигуарани, предполагающую культурный плюрализм или "этногенез".
Общества по строительству курганов в Мараджоаре процветали в лесистых саваннах и галерейных лесах восточной части Мараджо, крупного речного острова в дельте реки Амазонки. Возникнув из ранних керамических групп, Мараджоара отличается большим количеством мелких и средних домашних курганов и крупных церемониальных и элитных жилых курганов.
В Анае как устье реки Шань описывает небольшое государство, насчитывающее, возможно, тысячи, которое объединило десятки отечественных курганов, организованных вокруг больших церемониальных курганов. Большие церемониальные Камутинские и Белемские курганы свидетельствуют о масштабном строительстве, по всей видимости, в начале XX века, и подчеркивают разницу между небольшими и средними курганами и крупными курганами, отличающимися крупными ритуальными и элитными урнохранилищами.
Курганы Камутин/Белем расположены в центре между другими группами курганов, более или менее равноудаленными на юго-восток (Монте-Кармело), северо-запад (Пекакуара) и северо-восток (верховье Камутина), что могло определить территорию региональной политики, с меньшими промежуточными внутренними курганами вдоль водных путей.
Общие стили престижных товаров, в частности урн для захоронений, свидетельствуют о субрегиональной идентичности по всему острову и четко отражают важные социальные различия, такие как гендерная и социальная иерархия, как и в случае других кладбищных комплексов в регионе.
Общины мараджо поддерживались разнообразной ресурсной базой и фокусом на управляемых речных продуктах, таких как рыба и пальмовое хозяйство. Строительство курганов, по-видимому, сократилось, но мараджоарские керамические стили продолжают входить в динамические и плюралистические социальные ландшафты XVI и XVII веков.
Углубленные археологические исследования в месте слияния Солимоса и негритянских рек (Манаус) выявили более 100 археологических объектов, предоставив наиболее четкую картину позднего голоцена на сегодняшний день.
Основные керамические комплексы включают два ранних варианта Традиции Разрезанного Круга - Акутуба и Манакапуру, местную фазу Паредао и региональный вариант Традиции Амазонии, называемый Городским полихромным. Хронология показывает пересекающиеся и смешанные профессии, что предполагает широкое взаимодействие и этническое разнообразие.
Несмотря на различия в керамических характеристиках, участки имеют общую круговую планировку или схему подковы.
Период с 600 по 1200 гг. н.э., похоже, является пиком численности населения региона, но паредаосская керамика исчезает, что совпадает с явным ростом конфликтов, о чем свидетельствует строительство оборонительных канав в Ачутубе и Лаго-Гранде.
В конце доисторической истории довольно большое региональное население проживало в разбросанных небольших населенных пунктах, таких как Акутуба и Хатахара, и других, расположенных в пределах современных городов Манакапуру и Манаус.
Крупные центры находились на расстоянии примерно 30-50 км друг от друга, которые служили общественно-политическими и ритуальными центрами небольших региональных государств, подобных описанным в XVI и XVII веках.
Основные населенные пункты с видом на реки Солимой и Негры были окружены периферийными территориями с более светлыми транспортными и нежилыми участками антропогенной темноземы для сельскохозяйственного производства. В течение столетий до 1492 года основные центры были структурно разработаны для ритуального потребления, включая престижные товары, такие как изысканная элитная керамика.
В Ачутубе центральная территория представлена широкой затонувшей площадью в виде амфитеатра (400-100 м), окруженной рядом курганами с подэтажными и прилегающими могилами, а также рампами, канавами и управляемыми водно-болотными угодьями.