С проблемой акне не понаслышке знакомы 80% людей в возрасте от 11 до 30 лет – докладывает Национальный институт здоровья США. Узнали у экспертов про методы борьбы с прыщами. А у обычных людей – работает ли все это на практике.
Вероника Федорова,
врач-косметолог салона «МильФей»
При склонности к акне в домашнем уходе за кожей делайте акцент на очищение. Оно должно убрать излишки кожного жира, но не повредить защитный барьер кожи. Гель или пенку выбирайте с себорегулирующим и антибактериальным свойствами. Умывайтесь без фанатизма, слова «до скрипа» вообще забудьте. Макияж лучше снимать мицеллярной водой и смывать ее, даже если на упаковке пишут «не требует смывания». Раз в неделю применяйте эксфолиант, а после – маску для очищения и сужения пор.
Текстура дневного крема – легкая гелевая. Зимой добавьте в уход увлажняющую сыворотку, она защитит от обезвоживания и раздражений.
В идеале, выбор ухода для проблемной кожи доверьте косметологу. Первый совет, который даст врач, – изучать этикетку: смотреть на срок годности, способ хранения и состав. Там должны быть антибактериальные и противовоспалительные вещества: цинк, сера, глина, гиалуроновая, салициловая и АНА-кислоты.
Еще пара слов о гигиене: вместо тканевых полотенец купите одноразовые бумажные. Кисти для макияжа обрабатывайте антисептиком сразу после использования. Постельное белье меняйте раз в неделю, предварительно обработав парогенератором.
И бросьте привычку давить прыщи, – последствия могут быть серьезными.
Надежда Склярова,
врач-косметолог клиники Remedy Lab
Если акне оставило на лице рубцы и шрамы, не паникуйте. Постакне можно устранить. Принцип коррекции определяется видом рубца: при гипертрофированных (они выдаются над поверхностью кожи) поможет шлифовка. Атрофированные – тонкие и плоские, расположенные ниже уровня кожи, можно заполнить или приподнять.
Самый щадящий способ – химический пилинг, его вид зависит от состояния рубца.
Если он только формируется, помогут составы с низким содержанием фруктовой или гликолевой кислот. Против застарелых следов работает карболовая кислота: провоцирует глубокий химический ожог кожи, растворяя гипертрофический рубец и стимулируя регенерацию дна атрофического. Пилинг не поможет убрать келоидные рубцы – плотные образования красноватого цвета.
Также для всех видов рубцов, кроме келоидов, работает метод дермабразии. На кожу наносят взвесь микрокристаллов оксида алюминия. Затем обрабатывают вакуумным прибором, насадка которого механически шлифует рубец и втягивает отходы обработки. Курс – 4-10 процедур с разницей в неделю.
Для лечения атрофических рубцов применяют коллагеновые инъекции: под неровность вводят наполнитель из коллагена или собственной жировой ткани пациента. В результате дно рубца «приподнимается» до общего уровня. Но эффект у процедуры краткосрочный, до 6 месяцев.
Наиболее эффективны в борьбе с постакне лазерные технологии. Лазер сканирует неровности, после чего испаряет поверхностный слой поврежденной кожи, а заодно запускает синтез фибробластов. Еще один плюс лазерной шлифовки – минимальная травматичность для окружающих тканей. Келоид можно шлифовать лишь спустя 6-8 месяцев после образования, причем только CO2-лазером. Курс – 3-5 процедур, от 1,5 до 6 месяцев.
Екатерина Бузина,
врач-эндокринолог «Клиники современной косметологии Юлии Щербатовой»
Для лечения тяжелой степени акне иногда рекомендуют роаккутан. По химическому строению он схож с витамином А, который необходим для деления клеток эпидермиса и положительно влияет на течение многих заболеваний кожи. Чтобы скорректировать активность сальных желез, витамин А нужен в больших дозах, что чревато побочными эффектами. Препараты на основе этого витамина, в том числе роаккутан, менее токсичны.
Принимать роаккутан можно лишь под контролем врача. Женщинам – обязательно сделать тест на беременность за месяц до начала терапии и через месяц после, а во время курса использовать контрацепцию. Ведь основная опасность роаккутана – выраженный тератогенный эффект, то есть нарушение эмбрионального развития. Опасность номер два — агрессивное воздействие на печень.
Чтобы минимизировать риск, до начала лечения врач проводит оценку функции печени и повторяет в процессе терапии. Иногда на фоне приема случается ухудшение работы печени, но со временем проходит.
А вообще, при акне обратите внимание на функцию желудочно-кишечной и гормональной систем. В последнем случае возможная причина – избыточная продукция андрогенов и дефицит эстрогенов с прогестероном.
Ольга Морданова,
проект-менеджер «Болотов.Дача»
Писать про свои прыщи – это как постоять без трусов в общественном месте. И на самом деле ты так стоишь каждый день. Все видят твои обсыпанные щеки, стыдливо прикрытые консилером. Акне у меня появилось в 20 лет, и тогда я долго избавлялась от него вместе с дерматологом. Сейчас мне 25, и прыщи появляются, когда я перенервничаю. Это может быть пара круглых красных ребят на одной щеке, если я волнуюсь из-за работы. А может – десяток воспалений на каждой щеке: глубокие и болящие, небольшие, шелушащиеся. Плюс постакне. Плюс один большой глубокий круглый друг на подбородке.
В последний раз так было после долгого болезненного расставания с бойфрендом. Я знаю, что все пройдет после психотерапии и отдыха. Но пока мои щеки не похожи на мои, я слежу за сахаром в продуктах питания, чаще меняю полотенца и сильнее увлажняю лицо.
Два главных правила жизни с прыщами: не трогать руками и не пересушивать кожу. Ну и стараться не впадать в уныние, помня, что все пройдет.
Анна Павлова,
студентка
До 15 лет у меня была ровная кожа, а потом начались высыпания. Сейчас мне 20, и я постепенно избавляюсь от акне. Раньше воспринимала его как недостаток, но потом привыкла с этим жить. Конечно, ходила к врачам – косметологам и дерматологам, они предлагали разные способы терапии. В итоге остановилась на препаратах с ретиноидами и третий месяц принимаю «Акнекутан». Это лекарство отпускают по рецепту, курс приема – 6 или 9 месяцев. До этого пробовала антибиотики, гормональные препараты, да много всего. Но результат был временным.
Вредных привычек у меня нет, я почти полностью отказалась от сахара и лактозы. Хотя есть ощущение, что питание на состояние кожи особо не влияет. Скорее, влияет экология, потому что в разных городах кожа себя чувствует по-разному.
Анастасия Мирецкая,
выпускающий редактор журнала
Проблемы с кожей у меня начались не в подростковом возрасте, как у нормальных людей, а в 22 года. Я решила справиться с прыщиками сама – и побыстрее, не соблюдая элементарных правил. Тогда к воспалениям добавились рубцы. Я понятия не имела, как бороться с акне.
Тогда еще не было блогеров-косметологов и постов в Инстаграме с хэштегом #антиакне – только каталоги дешевой косметики и бабушкины рецепты. Поэтому в моей косметичке обосновался плотный тональник.
Спустя год начались походы по косметологам. От каждого через какое-то время я уходила разочарованная и с опустевшим кошельком. В периоды чисток, пилингов, масок наступало улучшение, длившееся ровно столько, сколько я могла позволить себе визиты к врачу. Годы безуспешной борьбы за чистоту кожи сказались на самооценке, все неудачи в личной и профессиональной жизни я связывала с акне. Куча обследований и анализов так и не помогли найти причину.
Наконец знакомые знакомых посоветовали врача-дерматолога, у которого я до сих пор наблюдаюсь. Он сам готовит для меня мази с учетом потребностей моей кожи. Промежуточный результат уже есть, но тональный крем по-прежнему пока главный в косметичке.
Фото:catelloo
Автор: Мур Соболева