1. Газ-61
ГАЗ-61 — полноприводный вариант шестицилиндровой «эмки». В 1941-
1942 гг. таких машин собрали всего 193. На сегодня известен один (!)
сохранившийся, тщательно отреставрированный экземпляр. Зато он
точно оригинальный — известен еще с советских времен, когда
участвовал в парадах ретро-техники. Тогда, кстати, говорили, что во
время войны именно на этой машине возили маршала Конева.
2. ГАЗ-11-73
ГАЗ-11-73 — модернизированный вариант «эмки» с 6-цилиндровым 76-
сильным мотором, измененной подвеской и иными деталями. Модель
так и не стала массовой, в 1940-1946 гг. понемногу собрали всего 1177
экземпляров. Известных сохранившихся — не более десятка. Причем
большинство автомобилей столь сильно переделаны, что им требуется
даже не реставрация, а скорее воссоздание.
3. ЗИС-101
ЗИС-101 — первый советский серийный представительский лимузин.
Сделали машин относительно много — 8066 и еще 675
модернизированных ЗИС-101А. Это, кстати, рекорд для легковых
автомобилей московского завода. Единицы ЗИС-101 попадали и к
частникам. Скажем, на таком автомобиле в конце 1930-х возили писателя
Алексея Толстого. Сегодня лимузинов осталось, вероятно, от силы пара
десятков. Практически все в частных коллекциях. Стоимость
реставрации… страшно сказать!
4. КИМ-10
КИМ-10 — первая советская модель, предназначенная, в первую
очередь, частникам. В 1941-м в серию пошли закрытые КИМ-10-50 и
кабриолеты КИМ-10-51. Сохранилось девять-десять экземпляров.
Кабриолет — один и представляет собой небогатый набор деталей
кузова. В хорошем состоянии известны четыре-пять машин, в том числе
три — в музеях в Москве и на Урале.
5. Москвич-400-420А
Москвич-400-420А — кабриолет на базе первого Москвича. В 1948-1952
гг. изготовили 17 744 машины, что, кажется, совсем немало. Но многие
просто сгнили, на иные еще в давние времена наваривали крыши,
некоторые стали жертвой любителей тюнинга. Прилично сохранившихся
машин сегодня считаные десятки, вряд ли больше сотни. Хорошо
отреставрированных — еще меньше.
6. ГАЗ-М20
ГАЗ-М20 Победа кабриолет. В 1949-1953 гг. собрали 14 222 автомобиля.
Но многие попадали в государственные учреждения, а некоторые даже в
такси. А такие экземпляры, как известно, не берегли. Поэтому открытых
Побед тоже нынче немного. Периодически всплывают переделки из
стандартных седанов, но это — отдельная история.
7. Москвич-423/423Н
Москвич-423/423Н — первый советский массовый универсал. Машин
первого поколения с 35-сильным двигателем Москвич-402 сделали в
1957-1958 гг. всего-то 1525 штук. Сохранились ли более-менее
оригинальные образцы — непонятно, поскольку владельцы вслед за
заводом, постоянно совершенствующим серийные модели, улучшали и
свои экземпляры. Москвичей-423Н с двигателем в 45 л.с. и иной отделкой
(существовало несколько ее вариантов) сделали куда больше — 29 562. Но
очень многие попадали в государственные учреждения, что сохранности
не способствовало. Поэтому любой универсал серии 423 нынче редкость.
8. Москвич-410/410Н/411
Москвич-410/410Н/411. Не меньшая редкость — полноприводные
Москвичи, которые делали в 1957-1961 гг. Седанов 410 и 410Н с моторами
в 35 и 45 л.с. собрали 7580 экземпляров, 45-сильных универсалов и вовсе
1515. Седанов сохранились, вероятно, несколько десятков, а
оригинальных универсалов лишь единицы.
9. ЗАЗ-965 Запорожец
ЗАЗ-965 Запорожец. Редкость — первые машины 1960-1962 гг. с
характерными указателями поворотов на крыльях и ранним 23-сильным
двигателем рабочим объемом 0,75 л. Таких Запорожцев сегодня от силы
десятки, а уж с родным мотором и того меньше.
10. Москвич-2141S0/S5 Дуэт
Москвич-2141S0/S5 Дуэт. Продукция завода Москвич рубежа 2000-х с
самого начала во многом была обречена на раритетность. Удлиненные
седаны и хэтчбеки с разными моторами (часть даже полноприводные!)
делали в небольших количествах, по сей день точно не установленных,
поскольку некоторые учтенные кузова так и не превратили в
автомобили. Среди раритетов и двухдверные Дуэты с моторами ВАЗ и
Renault. Собрали таких полтора десятка, зато все или почти все, скорее
всего, сохранились.