Старейшая гидроэлектростанция Днепровского каскада нуждается в срочном ремонте. Если работы не начать прямо сейчас Украину ждёт техногенная катастрофа.
К такому неутешительному для украинцев выводу пришли специалисты из USACE (инженерные войска США), ещё три года назад посетившие Украину для тщательного изучения состояния гидротехнического оборудования Днепровского каскада. Иностранные эксперты не стали сразу озвучивать результаты проведённых исследований. Зато совсем недавно был опубликован объёмный отчёт о состоянии ДнепроГЭС, где прямым текстом было сказано, что, если не провести срочный ремонт станции, Украину ждут очень большие проблемы - её попросту смоет в море уже в следующем году. Также военные инженеры предупредили, что в таком же ремонте нуждаются все гидротехнические сооружения на Днепре. Шлюзы и плотины на всём протяжении каскада находятся в аховом состоянии.
Любопытно, что украинские чиновники и эксперты долгое время молчали и не признавали наличие серьёзных проблем. Даже сейчас, после публикации отчёта американских инженеров украинские специалисты говорят о продлении эксплуатации ДнепроГЭС, и в первую очередь плотины, ещё на полвека. Несколько дней назад гендиректор «Укргидроэнерго» Юрий Сирота в беседе с журналистами заявил, что серьёзная реконструкция станции должна начаться в течение ближайших двух лет. В данный момент, по его словам, специалисты украинского ведомства вместе с зарубежными экспертами проводят тщательную экспертизу, которая даст понять, что нужно сделать, чтобы продлить срок эксплуатации стации ещё на полсотни лет. Тем временем плотина быстро разрушается. Депутаты горсовета Запорожья даже запретили проезд по ней тяжёлых грузовиков. Естественно, такие полумеры не спасают. Как уже было упомянуто выше, станции срочно нужен капитальный ремонт, на который у Украины, судя по всему, просто нет средств.
Что интересно, наличие крупных трещин в бетонном основании гидроэлектростанции специалисты зафиксировали ещё в 1997 году. Тогда же руководство ГЭС объявило о двухэтапной реконструкции. Первая фаза прошла на удивление живенько. Началась он в том же году и продлилась до 2002. Однако на поверку оказалось, что выделенных из бюджета денег хватило лишь на частичное переоборудование машинных залов. Можно не сомневаться, что немалая часть средств, как обычно, пошла налево. Второй этап должен был начаться в 2008, однако украинская верхушка уже даже не прикидывалась, что всё нормально, и просто объявила, что на ремонт денег нет. С тем пор украинские специалисты и ответственные чинуши как воды в рот набрали. Десять лет о проблеме молчали, а станция всё быстрее разрушалась вместе с другими строениями каскада.
Если бы не американцы, украинцы бы узнали о катастрофе по факту. И даже сейчас тот же Сирота и его подчинённые пытаются строить хорошую мину при плохой игре и уверяют, что всё не так уж и плохо. Выводы делегации инженерных войск США практически не оставляют Украине времени. Исследования показали, что уже в этом году на Днепре может полностью остановиться судоходство, а в следующем Украине просто начнёт тонуть. Сирота же улыбается на камеры и успокаивающе заявляет, что всё под контролем, и реконструкция предположительно начнётся через два года. Судя по всему, он и его подчинённые не собираются задерживаться на Украине надолго.