3 ноября 2019 года в порт Мурманск прибыл только что построенный дизель-электрический #ледокол "Обь". По данным читателей, на 5 ноября назначена официальная церемония встречи новейшего судна представителями заказчика.
В данном блоге уже публиковался рассказ об устройстве ледокола "Обь". На тот момент съёмка проводилась на этапе подготовки к ходовым испытаниям, и отдельные помещения были не до конца подготовлены. Теперь есть возможность показать во всей красе внешние виды и интерьеры ледокола в день передачи судна заказчику, 18 октября.
Статья не претендует на всеобъемлющее описание такого сложнейшего инженерно-технического объекта как ледокол. Приведены наиболее интересные, на взгляд автора, узлы, с учётом предыдущих материалов про данное #судно.
Напомним, портовый ледокол "Обь" (заводской номер 232) построен на Выборгском судостроительном #заводе (ВСЗ) в Ленинградской области по заказу ФГУП "Атомфлот". Это первый неатомный ледокол в составе флота предприятия. В рамках проекта "Портофлот", вместе с двумя буксирами ледового класса "Пур" и "Тамбей", а также двумя ледокольными буксирами "Юрибей" и "Надым", ледокол "Обь" будет работать в порту Сабетта на обслуживании завода "Ямал СПГ".
Красавец-ледокол построен по концептуальному #проекту Arc 124 финского бюро Aker Arctic. Рабочую документацию готовили ЦКБ "Балтсудопроект" (по его данным "Обь" построена по проекту 30044) и КБ "Вымпел".
Вот такой вид открывается с полупогружной баржи "Атлант", с помощью которой "Обь" достраивали и спускали на воду, на носовую палубу (палубу бака) ледокола. Здесь расположено спасательное и швартовное оборудование: коллективные комплекты выживания (оранжевые боксы возле надстройки), кран, шпили, кнехты, якорные лебёдки с барабанами для наматывания швартовов (турачками).
Кормовая палуба (палуба юта) предназначена главным образом для транспортировки контейнеров (максимум 14 штук). Для этого здесь расположен палубный кран. Также здесь имеется оборудование для буксировки судов: буксирная лебёдка и буксирный клюз. На переднем плане хорошо видна кранцевая защита, которая предохраняет корпус ледокола от повреждений буксиремым судном.
Поднимемся по трапу на борт судна, а затем спустимся на нижнюю палубу в наиболее интересную часть ледокола – машинное отделение (МО). С учётом надстройки, на данном ледоколе насчитывается шесть палуб.
Чтобы попасть в помещение МО, где расположены главные дизель-генераторы, необходимо пройти через помещение вспомогательных механизмов.
А вот и помещение, где находится сердце дизель-электрического ледокола. Вернее, три сердца – три главных дизель-генератора мощностью 4880 кВт каждый.
Вот так выглядит сверху один из самых передовых на данный момент судовых двигателей – четырёхтактный дизель Wartsila серии 31.
Поставщиком генераторов является компания ABB. Помимо генератора, ABB оснастила "Обь" системой постоянного тока, системой автоматизации и системой турбонаддува главных двигателей.
Ещё один крайне интересный объект – система винторулевых колонок (ВРК). Ледокол "Обь" оснащён четырьмя полноповоротными ВРК Azipod от уже упомянутой ABB мощностью 3 МВт каждая. ВРК расположены попарно в носовой и кормовой частях.
Соответственно, на судне предусмотрены два помещения ВРК (в носу и в корме), в которых находится оборудование, управляющее работой движителей, и гидравлические двигатели, отвечающие за поворот колонки на нужный угол.
Управление ВРК осуществляется с ходового мостика, расположенного в верхней части надстройки судна. Для этого здесь предусмотрены четыре поста. На панели управления ВРК задаётся скорость вращения винта и угол поворота колонки.
По данным разработчиков, благодаря такой пропульсивной схеме ледокол "Обь" длиной 89,2 м, шириной 21,9 м и осадкой 7,5 м получает необыкновенную маневренность и высокую ледопроходимость. Ледовый класс судна – Icebreaker7.
А вот так выглядит штурманский стол. Несмотря, на активное применение компьютерной техники, бумажные карты по-прежнему используются.
На снимке ниже видно навигационное #оборудование от когда-то отечественного производителя "Транзас" (на данный момент контролируется финской Wartsila).
Ещё из российских поставщиков судового комплектующего оборудования можно отметить "ВНИИР-Прогресс". В целом, с учётом металла и проектных работ, отечественную составляющую в данном ледоколе в Объединённой судостроительной корпорации, куда входит ВСЗ, оценивают в 40-42%.
Напоследок заглянем в помещение, где находится рабочее место капитана.
Вот так выглядит рабочий стол капитана ледокола "Обь". Кабинет довольно просторный.
Вообще, на новом ледоколе нет проблем с помещениями, поскольку экипаж составляет всего 19 человек (также возможно размещение 30 специалистов). Класс автоматизации AUT1-ICS с применением компьютерной системы управления позволяет уменьшить число персонала.
Опробовать на практике свои уникальные качества ледоколу "Обь", получившему имя от прославленного советского дизель-электрохода, предстоит уже очень скоро. В порту Сабетта судно ждут в ноябре. Ледовые испытания "Обь" пройдёт в наиболее сложный сезон – марте-апреле 2020 года. По их результатам будет приниматься решение о строительстве серии таких ледоколов.