Найти тему
Судострой

Ещё один взгляд на ледокол "Обь": палубы, машинное отделение и каюта капитана

Портовый ледокол "Обь" / Фото: Судострой
Портовый ледокол "Обь" / Фото: Судострой

3 ноября 2019 года в порт Мурманск прибыл только что построенный дизель-электрический #ледокол "Обь". По данным читателей, на 5 ноября назначена официальная церемония встречи новейшего судна представителями заказчика.

Портовый ледокол "Обь" / Фото: Судострой
Портовый ледокол "Обь" / Фото: Судострой

В данном блоге уже публиковался рассказ об устройстве ледокола "Обь". На тот момент съёмка проводилась на этапе подготовки к ходовым испытаниям, и отдельные помещения были не до конца подготовлены. Теперь есть возможность показать во всей красе внешние виды и интерьеры ледокола в день передачи судна заказчику, 18 октября.

Статья не претендует на всеобъемлющее описание такого сложнейшего инженерно-технического объекта как ледокол. Приведены наиболее интересные, на взгляд автора, узлы, с учётом предыдущих материалов про данное #судно.

Ледокол "Обь" у достроечной набережной ВСЗ / Фото: Судострой
Ледокол "Обь" у достроечной набережной ВСЗ / Фото: Судострой

Напомним, портовый ледокол "Обь" (заводской номер 232) построен на Выборгском судостроительном #заводе (ВСЗ) в Ленинградской области по заказу ФГУП "Атомфлот". Это первый неатомный ледокол в составе флота предприятия. В рамках проекта "Портофлот", вместе с двумя буксирами ледового класса "Пур" и "Тамбей", а также двумя ледокольными буксирами "Юрибей" и "Надым", ледокол "Обь" будет работать в порту Сабетта на обслуживании завода "Ямал СПГ".

Красавец-ледокол построен по концептуальному #проекту Arc 124 финского бюро Aker Arctic. Рабочую документацию готовили ЦКБ "Балтсудопроект" (по его данным "Обь" построена по проекту 30044) и КБ "Вымпел".

Портовый ледокол "Обь" / Фото: Судострой
Портовый ледокол "Обь" / Фото: Судострой

Вот такой вид открывается с полупогружной баржи "Атлант", с помощью которой "Обь" достраивали и спускали на воду, на носовую палубу (палубу бака) ледокола. Здесь расположено спасательное и швартовное оборудование: коллективные комплекты выживания (оранжевые боксы возле надстройки), кран, шпили, кнехты, якорные лебёдки с барабанами для наматывания швартовов (турачками).

Палуба бака ледокола "Обь" / Фото: Судострой
Палуба бака ледокола "Обь" / Фото: Судострой

Кормовая палуба (палуба юта) предназначена главным образом для транспортировки контейнеров (максимум 14 штук). Для этого здесь расположен палубный кран. Также здесь имеется оборудование для буксировки судов: буксирная лебёдка и буксирный клюз. На переднем плане хорошо видна кранцевая защита, которая предохраняет корпус ледокола от повреждений буксиремым судном.

Ледокол "Обь". Вид с кормы / Фото: Судострой
Ледокол "Обь". Вид с кормы / Фото: Судострой

Поднимемся по трапу на борт судна, а затем спустимся на нижнюю палубу в наиболее интересную часть ледокола – машинное отделение (МО). С учётом надстройки, на данном ледоколе насчитывается шесть палуб.

Помещение вспомогательных механизмов / Фото: Судострой
Помещение вспомогательных механизмов / Фото: Судострой

Чтобы попасть в помещение МО, где расположены главные дизель-генераторы, необходимо пройти через помещение вспомогательных механизмов.

Оборудование вспомогательного помещения / Фото: Судострой
Оборудование вспомогательного помещения / Фото: Судострой

А вот и помещение, где находится сердце дизель-электрического ледокола. Вернее, три сердца – три главных дизель-генератора мощностью 4880 кВт каждый.

Машинное отделение ледокола "Обь" / Фото: судострой
Машинное отделение ледокола "Обь" / Фото: судострой

Вот так выглядит сверху один из самых передовых на данный момент судовых двигателей – четырёхтактный дизель Wartsila серии 31.

Главный дизель-генератор ледокола "Обь" / Фото: Судострой
Главный дизель-генератор ледокола "Обь" / Фото: Судострой

Поставщиком генераторов является компания ABB. Помимо генератора, ABB оснастила "Обь" системой постоянного тока, системой автоматизации и системой турбонаддува главных двигателей.

Главный дизель-генератор ледокола "Обь" / Фото: Судострой
Главный дизель-генератор ледокола "Обь" / Фото: Судострой

Ещё один крайне интересный объект – система винторулевых колонок (ВРК). Ледокол "Обь" оснащён четырьмя полноповоротными ВРК Azipod от уже упомянутой ABB мощностью 3 МВт каждая. ВРК расположены попарно в носовой и кормовой частях.

Макет ледокола "Обь" / Фото: Судострой
Макет ледокола "Обь" / Фото: Судострой

Соответственно, на судне предусмотрены два помещения ВРК (в носу и в корме), в которых находится оборудование, управляющее работой движителей, и гидравлические двигатели, отвечающие за поворот колонки на нужный угол.

Помещение ВРК / Фото: Судострой
Помещение ВРК / Фото: Судострой

Управление ВРК осуществляется с ходового мостика, расположенного в верхней части надстройки судна. Для этого здесь предусмотрены четыре поста. На панели управления ВРК задаётся скорость вращения винта и угол поворота колонки.

Панели управления ВРК на ходовом мостике / Фото: Судострой
Панели управления ВРК на ходовом мостике / Фото: Судострой

По данным разработчиков, благодаря такой пропульсивной схеме ледокол "Обь" длиной 89,2 м, шириной 21,9 м и осадкой 7,5 м получает необыкновенную маневренность и высокую ледопроходимость. Ледовый класс судна – Icebreaker7.

Пост управления на ходовом мостике / Фото: Судострой
Пост управления на ходовом мостике / Фото: Судострой

А вот так выглядит штурманский стол. Несмотря, на активное применение компьютерной техники, бумажные карты по-прежнему используются.

Штурманский стол / Фото: Судострой
Штурманский стол / Фото: Судострой

На снимке ниже видно навигационное #оборудование от когда-то отечественного производителя "Транзас" (на данный момент контролируется финской Wartsila).

Навигационное оборудование / Фото: Судострой
Навигационное оборудование / Фото: Судострой

Ещё из российских поставщиков судового комплектующего оборудования можно отметить "ВНИИР-Прогресс". В целом, с учётом металла и проектных работ, отечественную составляющую в данном ледоколе в Объединённой судостроительной корпорации, куда входит ВСЗ, оценивают в 40-42%.

Шкафы управления в машинном отделении / Фото: Судострой
Шкафы управления в машинном отделении / Фото: Судострой

Напоследок заглянем в помещение, где находится рабочее место капитана.

Каюта капитана ледокола / Фото: Судострой
Каюта капитана ледокола / Фото: Судострой

Вот так выглядит рабочий стол капитана ледокола "Обь". Кабинет довольно просторный.

Рабочее место капитана ледокола / Фото: Судострой
Рабочее место капитана ледокола / Фото: Судострой

Вообще, на новом ледоколе нет проблем с помещениями, поскольку экипаж составляет всего 19 человек (также возможно размещение 30 специалистов). Класс автоматизации AUT1-ICS с применением компьютерной системы управления позволяет уменьшить число персонала.

Пост управления на ходовом мостике / Фото: Судострой
Пост управления на ходовом мостике / Фото: Судострой

Опробовать на практике свои уникальные качества ледоколу "Обь", получившему имя от прославленного советского дизель-электрохода, предстоит уже очень скоро. В порту Сабетта судно ждут в ноябре. Ледовые испытания "Обь" пройдёт в наиболее сложный сезон – марте-апреле 2020 года. По их результатам будет приниматься решение о строительстве серии таких ледоколов.