Эта сказка Салтыкова-Щедрина посвящена вопросу справедливости распределения богатства в обществе. Как богатый сосед не пытался вытянуть за уши бедного - не получалось. Тот как работал без отдыха, так и не имел почти ничего. Коучинг богатого Ивана зашёл в тупик. Финансово-распределительный механизм настроен таким образом, что ресурсы все равно в конечном счёте текут к "олигархам" и утекают от простых "трудящихся".
Но в сказке трудящийся народ не героизируется а высмеивается. Бедность в голове, в мышлении и в зависимости батрачества на хозяина. Трудящийся крестьянин сам не способен выйти из этой обслуживающей системы. Такой устойчивый толпо-элитаризм.
Богатый Иван прообраз современного протестантизма, уже дошедшего до русской цивилизации: зимовка и поездки по другим странам, пассивный доход, делегирование менее амбициозным сотрудникам, накопление капитала. Но когда возможен пассивный доход? Когда кто-то в это время активно трудится, когда в это время активно перемалываются невозобновимые ресурсы, когда накапливается активно мусор.
Ну и самое главное, в устойчивости социального разслоения, - это массовая система образования, воспитания и информирования, которая фиксирует деструктивные программы бедности и рабовладения под разным соусом.
"Я не хотел бы быть рабом, и не хотел бы быть рабовладельцем. Это выражает моё понимание демократии" (Авраам Линкольн).
В каждой сказке есть и исторические зарисовки. Здесь, например, был сюжет про забытое лакомство - конопляное масло. Сегодня мало, кто про него помнит или знает. Случайно появляются "кулибины", которое налаживают его производство в России, случайно появляются кооперативы, которые его реализуют, случайно один из ведущих бизнес-спикеров Пётр Осипов его прорекламирует и поделиться собственным опытом его употребления. Продовольственная безопасность и сельские территории - это каждодневный выбор в магазине и на кухне каждого гражданина, а не только "государева обязанность".