Как происходит приемка продукции в контрактной системе? Когда заказчик привлекает сторонних экспертов? На что обратить внимание поставщику?
После полного исполнения поставщиком обязательств по контракту заказчик обязан удостовериться, что получил именно то, что описывал в документации к тендеру. Для этого он проводит приемку и экспертизу: проверяет соответствие товаров, результатов работ или услуг техническому заданию, ГОСТам, ТУ и образцам из заявки поставщика. Это необходимо для контроля качества закупаемой продукции.
Экспертиза – обязательное условие исполнения госзаказа. Она завершает любой краткосрочный контракт и каждый этап долгосрочных. Исключения составляют сделки, заключенные до 2013 года – то есть до принятия 44-ФЗ. Сама процедура описана в статье 94 закона.
- Проверка проводится силами заказчика (внутренняя) или с привлечением экспертов (внешняя). В таком случае в соответствии со статьей 41 в экспертную комиссию запрещено включать работников заказчика и поставщика (даже уже уволенных, если это произошло менее 2 лет назад), близких родственников, членов закупочной комиссии. С июля 2018 года внешняя экспертиза обязательна в ряде ситуаций, перечисленных в статье 94, а также при закупке у единственного поставщика (хотя и тут есть исключения).
- По отношению к продукции проверка бывает сплошной или выборочной (результаты по выборке распространяются на всю поставку).
ЧТО ПРОВЕРЯЮТ ВО ВРЕМЯ ЭКСПЕРТИЗЫ?
- Качество, объем, комплектность товара.
- Наличие маркировок.
- Соответствие тары и упаковки нормативам.
- Правильность заполнения документов: счетов, накладных, актов, спецификаций.
- Для продукции, которую можно окончательно оценить только в процессе использования (например, бензин), допускается включать в экспертный отчет отзывы и претензии непосредственных потребителей.
Документы о приемке (акт/накладная) подписываются после окончания экспертизы, если она прошла успешно. При выявлении несоответствий заказчик направляет поставщику мотивированный отказ – протокол разногласий, где в свободной форме перечисляет, что его не устроило, и в какие сроки необходимо это исправить.
Контракт может предусматривать возможность одностороннего расторжения при условии, что поставщик не исполнил эти требования в срок. В этом случае заказчик в течение 3 дней с даты, указанной им в протоколе разногласий, уведомляет о расторжении. После чего у поставщика есть 10 дней на устранение недостатков. Если он не уложится и в этот срок, контракт будет расторгнут.
С другой стороны, если поставщик выполнил условия договора, но ответственное должностное лицо заказчика не подписывает документы приемки и не присылает мотивированный отказ – за это полагается штраф в размере 20 000 рублей.
На сайте Синапс вы всегда сможете найти актуальные и завершенные государственные закупки по 44-ФЗ, а также заказать рассылку интересующих вас тендеров.