Найти тему

О визите президента России Путина в Саудовскую Аравию и ОАЭ (некоторые нюансы ближневосточной политики России)

11:20 18.10.2019 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук
11:20 18.10.2019 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

14 и 15 октября президент России Владимир Путин посетил с официальными визитами две важнейшие, ключевые аравийские монархии – Королевство Саудовской Аравии (КСА) и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Российский лидер был встречен и в Эр-Рияде и в Абу-Даби с восточной помпезностью, которая подчеркивала не только арабские традиции, но и глубокое уважение к гостю.

На переговорах в двух странах обсуждались как двусторонние отношения, так и проблемы региона.

В КСА были подписаны более 20 документов в различных областях, включая хартию о долгосрочном сотрудничестве стран-производителей нефти. Их «вес» составляет почти 2 млрд. долларов. В ОАЭ российская и арабская стороны заключили сделки в сфере энергетики, нефтехимии, транспорта, медицины, в других областях на 1,4 млрд. долларов.

Руководители России, КСА и ОАЭ договорились о создании выгодных условий для осуществления совместных бизнес проектов.

Важнейшими темами переговоров были вопросы обеспечения безопасности на Ближнем Востоке.

Напомним, что состоявшийся визит президента Путина в КСА был вторым после 2007 года. За 12 прошедших лет Ближний Восток кардинально изменился. Его потрясли и «арабская весна», изменившая структуру власти во многих странах региона, и гражданская война в Сирии, ставшая глобальным вызовом, и «игиловская» эпидемия, практически молниеносно распространившаяся по региону, и периодически возникающий драматизм в Ормузском проливе и Персидском заливе, и ядерная проблема Исламской Республики Иран (ИРИ) на фоне выхода США из СВПД , выдвинувшая эту страну в центр мировой политики и сконцентрировавшая вокруг нее импульсы недовольства многих региональных (и не только) держав.

Все эти потрясения усугубили ситуацию в исторически взрывоопасном Ближнем Востоке со своими традиционными конфликтами и очагами напряженности. Такими как: палестино-израильская и курдская проблемы, суннитско-шиитское противостояние, персидско-арабское недоверие и много других на первый взгляд сугубо локальных, но в комплексе дестабилизирующих обстановку в регионе.

Конечно, у Москвы, Эр-Рияда и Абу-Даби по всем этим бесчисленным проблемам не было отмечено абсолютное единство взглядов. Однако взвешенная ближневосточная политика России, исходящая не из постулата упования на силу, а строящаяся на принципах понимания интересов партнеров, притягивает их к диалогу с Москвой. Дмитрий Тренин, директор Московского Центра Карнеги, справедливо отмечал, что «Россия редко говорит другим странам, что им следует делать. Она прекрасно понимает, чего они больше всего хотят, и строит отношения с ними на этой основе».

Естественно, одним из элементов основы политики РФ на Ближнем Востоке являются ее национальные интересы, которые – и это главное - в настоящее время никоим образом не несут в себе антагонистические противоречия с интересами ближневосточных стран. «Нет никаких идейных ограничений для сотрудничества Москвы с ведущими силами в регионе: нам равно удобно говорить с шиитами, суннитами, иудеями, приверженцами Османской империи в Анкаре, умеренными мусульманами в руководстве Египта, фанатичными идеалистами Ирана и всеми остальными. Единственное исключение — террористы-исламисты, с которыми разговор возможен только посредством ВКС».

Подобная многовекторность ближневосточной политики РФ базируется на понимании интересов всех партнеров и стремлении найти общие, объединительные для них точки соприкосновения. При этом Россия, как неоднократно заявлял президент Путин, никогда не дружит с кем-то против кого-то. «Мы выстраиваем двусторонние отношения, основываясь на позитивных тенденциях в наших контактах, а не создаём союза в борьбе с кем-то»…

Москва пытается в каждом контакте со своими ближневосточными партнерами опереться на общие позиции, иногда игнорируя или специально не замечая расхождения во взглядах на ту или иную проблему. Что в конечном итоге дает возможность приходить к консенсусу и по спорным, проблемным вопросам. Основная цель российской политики – добиться реально возможной стабильности и обеспечения безопасности для всех. В полной мере это относится и к переговорам президента Путина с лидерами Саудовской Аравии и Объединенных Эмиратов.

Это особенно важно сегодня, когда, как уже отмечалось выше, Ближний Восток раздираем противоречиями и конфликтами.

Даже поверхностный анализ ситуации на Ближнем Востоке свидетельствует, что сегодня одним из важнейших факторов, воздействующих на происходящие там процессы, был и остается Иран, его отношения с США, Израилем, Саудовской Аравией, практически всеми арабскими странами. Шиитский Иран – важнейший игрок и в Ираке, и в Сирии, и в Ливане, и в Йемене. Его влияние хорошо известно в арабских и других странах региона, где есть шиитские общины. Понятно, что активная военно-политическая деятельность Тегерана на Ближнем Востоке не вызывает понимания в арабском мире.

Иранская ближневосточная политика, без сомнения, была одной из основных тем переговоров президента Путина в аравийских монархиях. Отношение России к этой проблеме было очень четко и подробно изложено Владимиром Путиным в его интервью арабским СМИ накануне визита. Он выразил очень важную мысль: «Иран – крупная региональная держава, это древняя нация со своей древней, глубокой культурой. И если мы хотим выстраивать с кем-то хорошие отношения, а я исхожу из того, что все страны региона хотят друг с другом иметь хорошие отношения, никто же не стремится к конфронтации и, не дай бог, к каким-то столкновениям. Я знаю, что и в Саудовской Аравии никто этого не хочет, и в Эмиратах никто этого не хочет. Но если мы хотим позитивной повестки дня, то мы должны исходить из того, что мы признаём законные интересы наших партнёров. Хочу именно это подчеркнуть. Я сейчас не перечисляю, что законно, что незаконно, но у такой крупной державы, как Иран, которая тысячелетия находится на этой территории – иранцы, персы, здесь жили веками, – не может не быть своих интересов, и к ним нужно относиться с уважением.

Понятно, что законно, что незаконно, где законные интересы, а где они переходят какие-то границы – это, конечно, предмет обсуждения. Но для того, чтобы понять друг друга, для того, чтобы разобраться в этих нюансах, тонкостях и проблемных вопросах, нужно вести диалог. Без диалога невозможно решить вообще ни одной проблемы. Поэтому я представляю себе, что могу разделять озабоченности и Арабских Эмиратов, и Саудовской Аравии, но решить вопросы между двумя государствами могут только сами эти государства.

Что касается России, то мы будем делать всё, для того чтобы создать для такой позитивной динамики необходимые условия. Мне думается, то обстоятельство, что у России добрые отношения с Ираном и очень хорошие отношения с нашими арабскими друзьями… . Если мы будем использовать наши добрые отношения и с Ираном, и с арабским миром, с Саудовской Аравией, с ОАЭ, мне кажется, мы можем найти нечто, что может составить общий интерес».

При этом российский президент выразил сомнение в необходимости посредничества между Ираном и Саудовской Аравией для разрешения существующих проблем. «Роль посредника не самая благодарная. Я думаю, что наши партнёры ни в Иране, ни в Саудовской Аравии не нуждаются в посредничестве», - сказал Путин. И эта позиция вновь подтвердила разумную ненавязчивость российской политики в отношении региональных держав.

Продолжая иранскую тематику, президент Путин в беседе с арабскими журналистами отметил, что между Ираном и Израилем, Ираном и США есть противоречия, которые надо устранять, находя выходы из сложных ситуаций.

Без сомнения, в ключе недавнего интервью и проходили беседы лидеров РФ, КСА и ОАЭ по иранским вопросам.

Важное место в российско-арабском диалоге на высшем уровне заняла сирийская проблема, по которой позиции Москвы, Эр-Рияда и Абу-Даби не совсем совпадают. Не секрет, что для КСА, для других арабских стран, для Израиля главная проблема - военное присутствие в Сирии Ирана. Вполне вероятно, что этот вопрос стал предметом беседы Путина и его саудовских собеседников. При этом в Эр-Рияде позитивно расценивают недавнее заявление Путина о необходимости ухода всех иностранных военных из Сирии. В уже упомянутом интервью он заявил, что это касается всех стран.

Российский лидер отметил, что обсуждал эту тему неоднократно «и с иранскими партнерами, и с турецкими», а также с американским представительством. Путин добавил, что в случае заявления Сирии о ненужности российского присутствия на территории страны, то и Россия уйдет из этой страны.

И в Эр-Рияде и в Абу-Даби Владимир Путин пытался убедить арабских собеседников в необходимости их участия в восстановлении разрушенной войной Сирии. Москва заинтересована также в полной нормализации отношений КСА – Сирия и ОАЭ – Сирия, а также в восстановлении участия Дамаска в Лиге арабских государств.

В ходе визита В.Путина неожиданные нюансы в переговоры внес президент Турции Эрдоган, начавший военную операцию «Источник мира» на северо-востоке Сирии против сирийских курдов.

Кремль встревожен турецким вторжением в САР и опасается, что оно может провести к срыву первого заседания Конституционного комитета, запланированного на 29 октября, а также к девальвации роли трехстороннего (РФ, ИРИ, Турция) Астанинского процесса. «Главное, чтобы турки действовали соразмерно ситуации, и чтобы их действия не мешали главному - развитию политического урегулирования», - несколько раз повторил журналистам помощник Путина Юрий Ушаков. Для обсуждения с президентом России турецкой военной операции в Сирии президент Эрдоган приглашен в Сочи 22 октября.

«Турецкие перспективы» в Сирии также стали предметом обсуждения в Аравии, так же как и йеменская проблема.

Всеобъемлющий охват ближневосточной проблематики на переговорах в КСА и ОАЭ свидетельствует о возрастающей роли России в решении сложнейших и самых запутанных вопросов Ближнего Востока.

Ливанский политолог Нидаль Саби констатирует: «Эффективная роль, которую сыграла Россия в прекращении кровопролития в Сирии, превратила ее в ведущего игрока на региональной арене, способного решать трудные проблемы».

По словам эксперта, в арабском мире сейчас с надеждой смотрят на Россию и ожидают от нее конструктивных шагов сразу на нескольких направлениях.

«Во-первых, Россия, которая успешно развивает сотрудничество и с Саудовской Аравией, и с Ираном, способна внести решающий вклад в ослабление напряженности в Персидском заливе. Во-вторых, Москва, которая на высоком уровне поддерживает диалог с Эр-Риядом и Тегераном, может способствовать скорейшему прекращению затяжного конфликта в Йемене», – отметил Саби.

Что касается Персидского залива, то Россия недавно выдвинула Концепцию коллективной безопасности в Персидском заливе, которая направлена на снижение угрозы войны в регионе. Это новое предложение России чётко обозначает центральную долгосрочную задачу – создание Организации по безопасности и сотрудничеству в зоне Персидского залива. Данная инициатива обсуждалась президентом Путиным в Эр-Рияде и Абу-Даби. Причем многие пункты этой Концепции приемлемы и для всего ближневосточного региона, как основа для обсуждений и дискуссий с целью выработки единых всеобъемлющих принципов обеспечения коллективной безопасности на Ближнем Востоке.

В заключении, подводя итоги визита президента Путина в Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты, будет правильным согласиться с мнением CNN - одного из ведущих американских информационных телеканалов. CNN определил этот визит как победный, который стал дипломатическим переворотом, поставившим президента Путина в центр геополитики региона, а Россию назвал «восходящей [rising] сверхдержавой Ближнего Востока».

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.

ОАЭ
231,9 тыс интересуются