Европейский суд по правам человека признал, что увольнение в Украине государственных служащих на основании закона об очищении власти нарушает положения Европейской конвенции по правам человека. Об этом говорится в сообщении суда в четверг, 17 октября.
Соответствующий иск в ЕСПЧ был подан от экс-замначальника следственного управления финансовых расследований Главного управления Миндоходов в Николаевской области Дмитрия Басалаева, экс-замначальника кадрового управления Генпрокуратуры Вячеслава Поляха, экс-зампрокурора Черниговской области Александра Яся, экс-начальника налоговой инспекции Яремчи ГУ Миндходов в Ивано-Франковской области Романа Якубовского и экс-замначальника управления АПК Александровской райадминистрации Донецкой области Сергея Бондаренко.
Первых трех уволили по люстрации на основании работы на госслужбе в 2010-2014 годах, четвертого - за несвоевременную подачу заявления о люстрационной проверке, а пятого - за то, что он был вторым секретарем райкома Коммунистической партии до 1991 года. Заявители обжаловали свои увольнения, но ничего не добились, поскольку украинские суды ссылаются на отсутствие до сих пор решения Конституционного суда о конституционности закона о люстрации.
Суд отмечает, что этот закон применяется в Украине к очень широкому кругу лиц, приводя к увольнению людей, в частности самих заявителей, без учета их личной роли во власти, а также того, были ли они лично связаны с какой-либо недемократической деятельностью, имевшей место в период правления бывшего президента Виктора Януковича.
ЕСПЧ единогласно установил, что увольнение упомянутых лиц нарушило ст.6 Конвенции по правам человека (право на справедливый суд) в связи с неразумно долгим (уже более четырех с половиной лет) рассмотрением КС конституционности закона о люстрации, а также ее ст.8 (право на уважение к частной жизни).
В качестве последнего нарушения суд рассматривает 10-летний запрет на работу на госслужбе и публикацию имен уволенных в публичном онлайн-реестре. ЕСПЧ счет неадекватно жесткими такие действия государства по отношению к уволенным, усомнился в их легитимности и допустил, что речь идет о мести за работу на предыдущую власть.