Нашла тут в литературном блоге резкую статью о Маргарите.
Ей досталось порядочно: и не работает она, и богатеньких выбирает (мастер был не вполне нищ, он выиграл крупную сумму в лотерею), и от мужа почему-то не ушла ради вселенской любви.
Собственно, автор статьи ничего не придумал, правда? Просто перечислил факты.
Интересно, что многие читатели упрекнули его в том, что он романа не читал (?), ничего в нем не понял и все перевернул с ног на голову.
Меня в тупик поставили именно комментарии, а не статья.
О себе: «Мастера и Маргариту» перечитываю регулярно, включая полную рукописную редакцию и черновики. Читаю известных булгаковедов. Пишу о романе статьи в своем блоге. Роман люблю. Боготворю. На стопроцентное понимание романа не претендую и сторонюсь людей, которые заявляют, что «все поняли».
И все-таки я согласна с автором статьи. Все, что он написал, правда.
Только я ничего плохого в этом не вижу.
Зато чувствую, какие именно вещи "царапают" автора блога. И не только его, кстати. У Баркова и у других известных булгаковедов проскальзывают "претензии" к Маргарите. Или, скажем корректнее, удивление по поводу ее "неправильного" поведения.
У Марго и в самом деле несколько странная любовь. Странная в том смысле, что на кастинге литературных героинь ни Лев Толстой, ни Тургенев ее в свои романы не пригласили бы.
Вот, например, какие мысли проносятся в ее голове, когда случайный прохожий пытается с ней флиртовать:
Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве что глупое слово «определенно»? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?
Женщина о себе подумала. Кошмар, правда?
Мы просто привыкли, что до Булгакова классики нам показывали женщин, готовых жертвовать всем ради любви. Вариант: ради идеи. То «Душечка», то «Анна Каренина», а то и вовсе революционерки.
А тут – Маргарита! Такую не спихнешь под трамвай. Любовь любовью, но и о себе она не забывает.
«Я» не последняя буква в ее алфавите. И мы, вскормленные на историях о декабристках, похоронивших себя ради своих мужей в сибирских снегах, с удивлением читаем в «закатном романе»:
Тот, кто называл себя мастером, работал лихорадочно над своим романом, и этот роман поглотил и незнакомку.
- Право, временами я начинал ревновать ее к нему, - шептал пришедший с лунного балкона ночной гость Ивану.
Начинают терзать сомненья – Маргарита любит мастера или хочет разделить его славу, что не вполне одно и то же?
Может, сделку с дьяволом она заключила из-за романа?.. Прославиться хочет как муза гения?
Опять же - ну и что в этом плохого, даже если и так?
Да ничего. Просто именно Маргарита разрушила сеанс массового гипноза, что русская женщина должна думать о Родине в первую очередь. Не иметь амбиций. Не пытаться извлечь выгоду. Упахиваться, не ожидая благодарности.
Вот еще некоторые претензии из блога:
Она не рожает, не сидит с детьми, не работает. Живет на шее высокопоставленного супруга.
Добавлю: и не готовит, анафема! Точнее, готовит только для мастера. Причем не утку с яблоками, а печеную картошку.
А вот еще:
От одного богатого человека Маргарита бегает к другому богатому.
(Кстати, напомню, что мастер - полиглот. Когда закончатся лотерейные деньги, можно зарабатывать и переводами.)
Плохая девочка, плохая. Выбирать надо Гош из электрички в нечищеных ботинках. Сто раз уже объясняли.
И что, что ты пра... внучка какой-то там королевы?
Отбилась Марго от рук, что тут скажешь.
Хорошо, что хоть кто-то это сделал.