Найти тему
Ferodo Russia

Как работает тормозная система автомобиля

Обычно принято выделять три основных типа торможения:

· Штатное торможение — выполняется ежедневно по несколько раз каждым водителем, представляет собой обычную остановку автомобиля путем нажатия на педаль тормоза;

· Экстренное торможение — эту технику мы рассмотрели в одной из наших предыдущих статей (ссылка). Применяется при нештатной ситуации, когда дистанция для остановки ограничена;

· Аварийное торможение — наиболее сложная техника, к которой прибегают в случае отказа тормозной системы. Тогда в ход идет торможение двигателем или плавное торможение «ручником».

Сегодня мы рассмотрим базовое штатное торможение. Оно меньше всего вредит тормозным колодкам — современные запчасти рассчитаны на нагрузки и могут выдерживать давление тормозной системы. Такому способу остановки всех начинающих водителей обучают в автошколе. Для замедления на автомобиле с автоматом нужно отпустить педаль газа и заблаговременно плавно нажать на педаль тормоза.

Для остановки автомобилей с механической трансмиссией нужно подключать третью педаль — сцепление, иначе есть риск заглохнуть. Однако, чтобы немного замедлить автомобиль, выжимать сцепление необязательно, можно слегка нажать на педаль тормоза, чтобы автомобиль сбросил скорость.

Во времена, когда автомобилестроение только начинало развиваться, тормозная система автомобилей была довольно примитивна. На схеме ниже можно рассмотреть ее устройство. Водитель нажимал на рычаг тормоза, вследствие чего под колесо выезжала гигантская по сегодняшним меркам тормозная колодка. То есть автомобиль, по сути, наезжал на зубчатую колодку, которая вставала между дорогой и колесом.

-2

Сегодня тормозные системы выглядят гораздо технологичнее. Остановка автомобиля происходит за счет того, что после нажатия педали тормоза тормозные диски на колесах с двух сторон зажимаются колодками из прочного, износостойкого материала.

Любой движущийся объект обладает кинетической энергией, которая при торможении за счет трения колодки и диска преобразуется в тепловую. Чем выше скорость и чем больше вес автомобиля, тем большей кинетической энергией он обладает. Поэтому при равной скорости тормозной путь груженой фуры будет гораздо больше нежели у городской малолитражки.

Кстати, многие автомобили, которые выставляют на драг-заезды, оснащают парашютами, чтобы ускорить процесс остановки. Машины с форсированными двигателями способны разгоняться до невероятных для городских машин скоростей, поэтому обычной тормозной системы им не хватает.

-3

При нажатии на педаль тормоза, связанный с нею рычаг давит на поршень главного тормозного цилиндра, увеличивая давление в гидравлическом контуре тормозной системы. По трубкам тормозной системы давление передается к тормозным цилиндрам каждого колеса. В результате давления поршень прижимает колодку к рабочей поверхности тормозного диска или барабана.

Поскольку в результате интенсивного торможения элементы тормозной системы подвергаются серьезному нагреву — температура может достигать порядка 500 градусов по Цельсию — крайне важно выбрать качественные запчасти. Дешевые аналоги могут не выдержать перегрузок и, например, треснуть, что приведет к аварийной ситуации. О том, как правильно выбрать тормозные колодки и диски, мы писали в этой статье.

Подписывайтесь, ставьте лайки и пишите комментарии!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Авто
268,3 тыс интересуются