Найти тему
Cinema Addict

Как снимает Ксавье Долан — один из самых многообещающих молодых режиссёров

Рассказываем об основных темах творчества талантливого провокатора.

Впервые Ксавье Долан попал на съёмочную площадку в четыре года — отец привёл его сниматься в рекламе. В пять лет он уже сыграл эпизодическую роль в телефильме и с этого момента буквально каждый год стал появляться в кино и сериалах.

Но ранняя популярность помешала социальной жизни Долана — он даже не смог окончить школу. И тогда, ещё в возрасте 16 лет, он решил, что хочет сам писать сценарии и снимать кино. И вскоре юный канадец стал одним из самых перспективных молодых режиссёров.

Я убил свою маму

J’ai tué ma mère

  • Канада, 2009 год.
  • Драма.
  • Длительность: 96 минут.
  • IMDb: 7,5.

16-летний Юбер взрослеет и пытается доказать своей матери-одиночке, что уже не нуждается в постоянной опеке. Его раздражает стиль жизни и поведение матери, замученной работой и домашними делами. Она же так и не научилась показывать сыну свою любовь и никак не может смириться с его взрослением. Поэтому все важные события своей жизни Юбер скрывает от матери.

Долан закончил сценарий фильма ещё в 2006 году (ему тогда было 17), но взяться за режиссуру смог только спустя два года. Он решил, что сам поставит картину и сам же сыграет главную роль. Молодому режиссёру даже пришлось частично финансировать съёмки.

По словам Ксавье Долана, это полуавтобиографическая история, ведь он точно так же рос без отца и многое узнавал в жизни самостоятельно. Откровенную и искреннюю картину с восторгом приняли на Каннском фестивале, что проложило для режиссёра путь к дальнейшему творчеству.

Воображаемая любовь

Les amours imaginaires

  • Канада, 2010 год.
  • Мелодрама.
  • Длительность: 95 минут.
  • IMDb: 7,2.

Молодой гей Франсис и девушка Мари дружат уже очень давно. Но однажды они встречают красавца Николя, недавно приехавшего в город, и оба влюбляются в него. Франсис и Мари фантазируют о новом приятеле, и это грозит разрушить их дружбу.

После успешного дебюта Долан продолжил снимать в собственном стиле и на близкие ему темы. Неоднозначный любовный треугольник, где никто не получает взаимности, в его картине выглядит особенно трогательно.

Ведь режиссёр, как и его персонаж, не скрывает своей гомосексуальности, но и не делает её центром повествования или самоцелью. Он искренне и трогательно рассказывает о переживаниях каждого из персонажей.

При этом Ксавье Долан при съёмках нередко ссылается на классику кинематографа. В его картинах можно найти отсылки к творчеству Луиса Бунюэля, Франсуа Трюффо, Франсуа Озона и многих других признанных гениев кинематографа.

И всё же Лоранс

Laurence Anyways

  • Канада, Франция, 2012 год.
  • Драма.
  • Длительность: 159 минут.
  • IMDb: 7,7.

Преподаватель колледжа Лоранс работает над своей первой книгой стихов. У него всё хорошо и в творчестве, и в личной жизни с подругой Фред. Их отношения кажутся гармоничными, но внезапно Лоранс объявляет, что уже долгие годы чувствует себя женщиной и хочет сменить пол.

К третьей картине Долан решил немного отойти от направления, заданного в предыдущих работах. Он впервые решил не играть главную роль сам, а пригласил актёра Луи Гарреля, известного по «Мечтателям» Бернардо Бертолуччи. Однако вскоре тот покинул проект, и его заменил не менее опытный Мельвиль Пупо.

Хронометраж фильма вырос почти в два раза. За это время Долан, используя свои любимые приёмы (продолжительные паузы, замедленные съёмки, интересную работу с цветом), сумел полностью раскрыть очередную спорную тему. В его картине акцент сделан не только на осуждении общества, но и на сомнениях самого Лоранса. Ведь он не хочет терять Фред и чувствует себя эгоистом, поскольку не заботится о её чувствах.

Том на ферме

Tom à la ferme

  • Канада, 2013 год.
  • Драма, триллер.
  • Длительность: 102 минуты.
  • IMDb: 7,0.

Молодой копирайтер Том приезжает в деревню на похороны своего любовника Гийома. Как выясняется, мать усопшего не подозревала о гомосексуальности сына и думала, что он скоро женится на благопристойной девушке. Франсис, брат Гийома, просит Тома не разрушать идиллической образ и поддержать обман.

Реакция на «Тома на ферме» оказалась более спокойной, чем на предыдущие фильмы. Вполне возможно, потому, что Ксавье Долан перерос подростковые темы и стал снимать откровенные истории более тонко и аккуратно.

К тому же режиссёр впервые взял за основу уже готовую пьесу, но лично переработал её в сценарий фильма.  В этой картине меньше эротизма и провокаций, всё подаётся скорее намёками, концентрируясь больше на переживаниях героев.

Мамочка

Mommy

  • Канада, 2014 год.
  • Драма.
  • Длительность: 138 минут.
  • IMDb: 8,1.

Эмоциональная мать-одиночка Диана забирает сына Стива из интерната и решает начать новую жизнь. При этом парень склонен к вспышкам агрессии, и мать иногда даже вынуждена прятаться от него в шкафу. Помощь приходит неожиданно от соседки, которая страдает проблемами с речью. Она начинает общаться со Стивом, и отношения в семье временно налаживаются.

Этот фильм многие посчитали возвратом режиссёра к истокам своего творчества. Он снова взял на одну из главных ролей Энн Дорваль и обратился к теме взаимоотношений матери и трудного подростка.

Также Ксавье Долан необычно подошёл к визуальному ряду: большая часть фильма снята в формате 1 : 1, то есть экран представляет собой квадрат. Но ближе к финалу становится понятно, что это сделано не просто ради нестандартной подачи — так отражается восприятие мира героями.

Фильм стал одним из триумфаторов Каннского фестиваля и получил «Приз жюри». А Канадская киноакадемия в 2015 году номинировала «Мамочку» в 14 категориях и отдала ей девять премий, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру.

Это всего лишь конец света

Juste la fin du monde

  • Канада, Франция, 2016 год.
  • Драма.
  • Длительность: 99 минут.
  • IMDb: 6,9.

Успешный писатель Луи возвращается в родной дом после 12 лет отсутствия. Но приехал он не просто ради встречи с роднёй. Луи должен сообщить им, что смертельно болен. Однако оказывается, что каждому из близких тоже есть что рассказать, и для трагедии писателя просто не остаётся времени.

«Это всего лишь конец света» — самая камерная история Долана. Он снова снимал на основе пьесы, и это добавило в картинку некоторой театральности. Почти всё действие происходит в одном доме, а камера снимает исключительно крупные планы. И при этом режиссёру удаётся рассказать не только о настоящем, но и о прошлом героев, которое привело к взаимным обидам.

В фильме собрался потрясающий актёрский состав. Четверо исполнителей главных ролей — обладатели престижной французской кинопремии «Сезар». В результате фильм получил гран-при Каннского фестиваля — вторую по значимости награду после «Золотой пальмовой ветви».

Смерть и жизнь Джона Ф. Донована

The Death and Life of John F. Donovan

  • Канада, 2018 год.
  • Драма.
  • Длительность: 127 минут.
  • IMDb: 6,3.

Популярный американский актёр Джон Донован начинает переписку с 11-летним мальчиком из Англии, который живёт со своей мамой. Об их общении узнают окружающие, и вскоре это приводит к непоправимым последствиям в жизни обоих героев.

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» — первый фильм Долана на английском языке, до этого он всегда снимал на родном французском. Главную роль в картине сыграл Кит Харингтон, которого все знают по «Игре престолов». Но многие посчитали попытку выйти из фестивального кино в массовый кинематограф не совсем удачной. К тому же из-за хронометража из фильма вырезали некоторые сюжетные линии.

В результате картину встретили более прохладно, чем предыдущие работы режиссёра. Но всё же поклонники творчества Долана найдут там неоднозначные темы и отличную актёрскую игру.

Источник: https://lifehacker.ru/