Рассказываем об основных темах творчества талантливого провокатора.
Впервые Ксавье Долан попал на съёмочную площадку в четыре года — отец привёл его сниматься в рекламе. В пять лет он уже сыграл эпизодическую роль в телефильме и с этого момента буквально каждый год стал появляться в кино и сериалах.
Но ранняя популярность помешала социальной жизни Долана — он даже не смог окончить школу. И тогда, ещё в возрасте 16 лет, он решил, что хочет сам писать сценарии и снимать кино. И вскоре юный канадец стал одним из самых перспективных молодых режиссёров.
Я убил свою маму
J’ai tué ma mère
- Канада, 2009 год.
- Драма.
- Длительность: 96 минут.
- IMDb: 7,5.
16-летний Юбер взрослеет и пытается доказать своей матери-одиночке, что уже не нуждается в постоянной опеке. Его раздражает стиль жизни и поведение матери, замученной работой и домашними делами. Она же так и не научилась показывать сыну свою любовь и никак не может смириться с его взрослением. Поэтому все важные события своей жизни Юбер скрывает от матери.
Долан закончил сценарий фильма ещё в 2006 году (ему тогда было 17), но взяться за режиссуру смог только спустя два года. Он решил, что сам поставит картину и сам же сыграет главную роль. Молодому режиссёру даже пришлось частично финансировать съёмки.
По словам Ксавье Долана, это полуавтобиографическая история, ведь он точно так же рос без отца и многое узнавал в жизни самостоятельно. Откровенную и искреннюю картину с восторгом приняли на Каннском фестивале, что проложило для режиссёра путь к дальнейшему творчеству.
Воображаемая любовь
Les amours imaginaires
- Канада, 2010 год.
- Мелодрама.
- Длительность: 95 минут.
- IMDb: 7,2.
Молодой гей Франсис и девушка Мари дружат уже очень давно. Но однажды они встречают красавца Николя, недавно приехавшего в город, и оба влюбляются в него. Франсис и Мари фантазируют о новом приятеле, и это грозит разрушить их дружбу.
После успешного дебюта Долан продолжил снимать в собственном стиле и на близкие ему темы. Неоднозначный любовный треугольник, где никто не получает взаимности, в его картине выглядит особенно трогательно.
Ведь режиссёр, как и его персонаж, не скрывает своей гомосексуальности, но и не делает её центром повествования или самоцелью. Он искренне и трогательно рассказывает о переживаниях каждого из персонажей.
При этом Ксавье Долан при съёмках нередко ссылается на классику кинематографа. В его картинах можно найти отсылки к творчеству Луиса Бунюэля, Франсуа Трюффо, Франсуа Озона и многих других признанных гениев кинематографа.
И всё же Лоранс
Laurence Anyways
- Канада, Франция, 2012 год.
- Драма.
- Длительность: 159 минут.
- IMDb: 7,7.
Преподаватель колледжа Лоранс работает над своей первой книгой стихов. У него всё хорошо и в творчестве, и в личной жизни с подругой Фред. Их отношения кажутся гармоничными, но внезапно Лоранс объявляет, что уже долгие годы чувствует себя женщиной и хочет сменить пол.
К третьей картине Долан решил немного отойти от направления, заданного в предыдущих работах. Он впервые решил не играть главную роль сам, а пригласил актёра Луи Гарреля, известного по «Мечтателям» Бернардо Бертолуччи. Однако вскоре тот покинул проект, и его заменил не менее опытный Мельвиль Пупо.
Хронометраж фильма вырос почти в два раза. За это время Долан, используя свои любимые приёмы (продолжительные паузы, замедленные съёмки, интересную работу с цветом), сумел полностью раскрыть очередную спорную тему. В его картине акцент сделан не только на осуждении общества, но и на сомнениях самого Лоранса. Ведь он не хочет терять Фред и чувствует себя эгоистом, поскольку не заботится о её чувствах.
Том на ферме
Tom à la ferme
- Канада, 2013 год.
- Драма, триллер.
- Длительность: 102 минуты.
- IMDb: 7,0.
Молодой копирайтер Том приезжает в деревню на похороны своего любовника Гийома. Как выясняется, мать усопшего не подозревала о гомосексуальности сына и думала, что он скоро женится на благопристойной девушке. Франсис, брат Гийома, просит Тома не разрушать идиллической образ и поддержать обман.
Реакция на «Тома на ферме» оказалась более спокойной, чем на предыдущие фильмы. Вполне возможно, потому, что Ксавье Долан перерос подростковые темы и стал снимать откровенные истории более тонко и аккуратно.
К тому же режиссёр впервые взял за основу уже готовую пьесу, но лично переработал её в сценарий фильма. В этой картине меньше эротизма и провокаций, всё подаётся скорее намёками, концентрируясь больше на переживаниях героев.
Мамочка
Mommy
- Канада, 2014 год.
- Драма.
- Длительность: 138 минут.
- IMDb: 8,1.
Эмоциональная мать-одиночка Диана забирает сына Стива из интерната и решает начать новую жизнь. При этом парень склонен к вспышкам агрессии, и мать иногда даже вынуждена прятаться от него в шкафу. Помощь приходит неожиданно от соседки, которая страдает проблемами с речью. Она начинает общаться со Стивом, и отношения в семье временно налаживаются.
Этот фильм многие посчитали возвратом режиссёра к истокам своего творчества. Он снова взял на одну из главных ролей Энн Дорваль и обратился к теме взаимоотношений матери и трудного подростка.
Также Ксавье Долан необычно подошёл к визуальному ряду: большая часть фильма снята в формате 1 : 1, то есть экран представляет собой квадрат. Но ближе к финалу становится понятно, что это сделано не просто ради нестандартной подачи — так отражается восприятие мира героями.
Фильм стал одним из триумфаторов Каннского фестиваля и получил «Приз жюри». А Канадская киноакадемия в 2015 году номинировала «Мамочку» в 14 категориях и отдала ей девять премий, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру.
Это всего лишь конец света
Juste la fin du monde
- Канада, Франция, 2016 год.
- Драма.
- Длительность: 99 минут.
- IMDb: 6,9.
Успешный писатель Луи возвращается в родной дом после 12 лет отсутствия. Но приехал он не просто ради встречи с роднёй. Луи должен сообщить им, что смертельно болен. Однако оказывается, что каждому из близких тоже есть что рассказать, и для трагедии писателя просто не остаётся времени.
«Это всего лишь конец света» — самая камерная история Долана. Он снова снимал на основе пьесы, и это добавило в картинку некоторой театральности. Почти всё действие происходит в одном доме, а камера снимает исключительно крупные планы. И при этом режиссёру удаётся рассказать не только о настоящем, но и о прошлом героев, которое привело к взаимным обидам.
В фильме собрался потрясающий актёрский состав. Четверо исполнителей главных ролей — обладатели престижной французской кинопремии «Сезар». В результате фильм получил гран-при Каннского фестиваля — вторую по значимости награду после «Золотой пальмовой ветви».
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
The Death and Life of John F. Donovan
- Канада, 2018 год.
- Драма.
- Длительность: 127 минут.
- IMDb: 6,3.
Популярный американский актёр Джон Донован начинает переписку с 11-летним мальчиком из Англии, который живёт со своей мамой. Об их общении узнают окружающие, и вскоре это приводит к непоправимым последствиям в жизни обоих героев.
«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» — первый фильм Долана на английском языке, до этого он всегда снимал на родном французском. Главную роль в картине сыграл Кит Харингтон, которого все знают по «Игре престолов». Но многие посчитали попытку выйти из фестивального кино в массовый кинематограф не совсем удачной. К тому же из-за хронометража из фильма вырезали некоторые сюжетные линии.
В результате картину встретили более прохладно, чем предыдущие работы режиссёра. Но всё же поклонники творчества Долана найдут там неоднозначные темы и отличную актёрскую игру.
Источник: https://lifehacker.ru/