Найти тему
СТАРЫЙ РЕМИНГТОН

Место встречи изменить нельзя: чем фильм отличается от книги?

«Место встречи изменить нельзя» является одной из жемчужин советского кинематографа, и давно разобран на цитаты. Это объясняется и великолепной режиссурой С. Говорухина, и шедевральными актерскими работами (нет смысла выделять кого-то отдельно, прекрасны все), и отличным сценарием.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

Сценарием фильм обязан известным советским детективщикам (их творчество – отдельный разговор), братьям Аркадию и Георгию Вайнерам. По их книге и снят фильм. В основном фильм прилежно следует канве повествования книги, но есть несколько моментов, в которых они, в силу тех или иных причин расходятся. Где-то различия в пользу фильма, а где-то в пользу книги. Где-то существенные, где-то не очень. Попробуем разобраться какие из них пошли на пользу фильму.

1. Название.

Книга по которой снят фильм называется «Эра милосердия». Отсылка к названию книги показана в фильме, в эпизоде, когда сосед Шарапова Михал Михалыч рассказывает о будущем, которое должно неминуемо наступить.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

Тут однозначно не скажешь. Мне, например, больше по душе книжное название, но это дело вкуса.

2. Персонаж Шарапова.

В фильме он показан эдаким интеллигентным и незамутненным, красавцем, командиром разведроты. В книге же у него более «мальчишеская», не героическая внешность (он невысок, щербат, вместо киношных 25 лет ему 22), но зато более героический бэк-энд.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

В коне войны он командовал штрафной ротой, повидал различных урок, отлично владел блатным жаргоном. А чтобы держать в кулаке толпу уголовников, да еще и в атаку их вести (в таком-то возрасте!), нужно быть серьезным парнем. По киношному Шарапову такого не скажешь.

3. Персонаж Жеглова.

В фильме Жеглов показан как противовес Шарапову, имеющим некую «свою правду» которая периодически вступает в конфликт с «правдой» Шарапова. Неплохой в целом человек, со своим взглядом на жизнь.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

Тут возможно, немалую роль сыграла харизма Высоцкого. Он сделал Жеглова другим. В книге же он скорее отрицательный персонаж. Тщеславный, использующий людей как расходный материал. И к концу книги окончательно видно на чьей стороне правда.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

4. Встреча Шарапова и Фокса

В фильме они столкнулись во время налета на склад. И в последствии эта встреча не дает покоя Шарапову и проходит нитью почти до самого конца, до задержания Фокса.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

Этот ход однозначно пошел фильму на пользу создав дополнительную интригу. Книжные Фокс и Шарапов не встречались до операции в ресторане.

5. Линия Левченко.

В книге, в нескольких воспоминаниях Шарапова отлично показано кто такой Левченко, и что их с Шараповым связывает. В фильме же Левченко обнаруживается лишь за столом у бандитов, выступая грубо сработанным «роялем в кустах».

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

Снимали сцены с Левченко на войне, но в фильм они не вошли. И тут, на мой взгляд фильму минус.

6. Линия Вари Синичкиной

Фильм заканчивается на том, что Синичкина забирает малыша, которого они с Шараповым отвозили в роддом. К ней и приходит Шарапов.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

Говорят Председатель Гостелерадио, лично настоял на хэппи-энде для этого персонажа, чтобы не вгонять в депрессию население страны в начале рабочей недели. В книге же Шарапов узнает, что Синичкина погибла при исполнении, в ночь когда он был внедрен в банду, и решает сам разыскать подкидыша.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

Конечно есть еще различия, но даже если фильм в чем-то уступает книге, все равно он остается одним из шедевров советского кинематографа.

А вот здесь можно ознакомиться с моей статьей о фильме "Визит к минотавру"

А что вы думаете на этот счет? Пишите в комментариях! Ваше мнение очень важно! Если понравилась статья, ставьте лайки, и подписывайтесь на канал!