«Место встречи изменить нельзя» является одной из жемчужин советского кинематографа, и давно разобран на цитаты. Это объясняется и великолепной режиссурой С. Говорухина, и шедевральными актерскими работами (нет смысла выделять кого-то отдельно, прекрасны все), и отличным сценарием.
Сценарием фильм обязан известным советским детективщикам (их творчество – отдельный разговор), братьям Аркадию и Георгию Вайнерам. По их книге и снят фильм. В основном фильм прилежно следует канве повествования книги, но есть несколько моментов, в которых они, в силу тех или иных причин расходятся. Где-то различия в пользу фильма, а где-то в пользу книги. Где-то существенные, где-то не очень. Попробуем разобраться какие из них пошли на пользу фильму.
1. Название.
Книга по которой снят фильм называется «Эра милосердия». Отсылка к названию книги показана в фильме, в эпизоде, когда сосед Шарапова Михал Михалыч рассказывает о будущем, которое должно неминуемо наступить.
Тут однозначно не скажешь. Мне, например, больше по душе книжное название, но это дело вкуса.
2. Персонаж Шарапова.
В фильме он показан эдаким интеллигентным и незамутненным, красавцем, командиром разведроты. В книге же у него более «мальчишеская», не героическая внешность (он невысок, щербат, вместо киношных 25 лет ему 22), но зато более героический бэк-энд.
В коне войны он командовал штрафной ротой, повидал различных урок, отлично владел блатным жаргоном. А чтобы держать в кулаке толпу уголовников, да еще и в атаку их вести (в таком-то возрасте!), нужно быть серьезным парнем. По киношному Шарапову такого не скажешь.
3. Персонаж Жеглова.
В фильме Жеглов показан как противовес Шарапову, имеющим некую «свою правду» которая периодически вступает в конфликт с «правдой» Шарапова. Неплохой в целом человек, со своим взглядом на жизнь.
Тут возможно, немалую роль сыграла харизма Высоцкого. Он сделал Жеглова другим. В книге же он скорее отрицательный персонаж. Тщеславный, использующий людей как расходный материал. И к концу книги окончательно видно на чьей стороне правда.
4. Встреча Шарапова и Фокса
В фильме они столкнулись во время налета на склад. И в последствии эта встреча не дает покоя Шарапову и проходит нитью почти до самого конца, до задержания Фокса.
Этот ход однозначно пошел фильму на пользу создав дополнительную интригу. Книжные Фокс и Шарапов не встречались до операции в ресторане.
5. Линия Левченко.
В книге, в нескольких воспоминаниях Шарапова отлично показано кто такой Левченко, и что их с Шараповым связывает. В фильме же Левченко обнаруживается лишь за столом у бандитов, выступая грубо сработанным «роялем в кустах».
Снимали сцены с Левченко на войне, но в фильм они не вошли. И тут, на мой взгляд фильму минус.
6. Линия Вари Синичкиной
Фильм заканчивается на том, что Синичкина забирает малыша, которого они с Шараповым отвозили в роддом. К ней и приходит Шарапов.
Говорят Председатель Гостелерадио, лично настоял на хэппи-энде для этого персонажа, чтобы не вгонять в депрессию население страны в начале рабочей недели. В книге же Шарапов узнает, что Синичкина погибла при исполнении, в ночь когда он был внедрен в банду, и решает сам разыскать подкидыша.
Конечно есть еще различия, но даже если фильм в чем-то уступает книге, все равно он остается одним из шедевров советского кинематографа.
А вот здесь можно ознакомиться с моей статьей о фильме "Визит к минотавру"
А что вы думаете на этот счет? Пишите в комментариях! Ваше мнение очень важно! Если понравилась статья, ставьте лайки, и подписывайтесь на канал!