Отказ Индии (вроде как окончательный) от совместного с Россией проекта по созданию многоцелевого истребителя пятого поколения породил множество толков. С одной стороны можно было услышать: мол, индийцы слишком многого потребовали: и технологии им подавай (хотя индийский министр обороны Энтони заявлял, что сей вопрос решен положительно), и сборку организуй, сами-то ничего толкового сделать не в состоянии (соответствующая мысль проходила рефреном к мой статье «Индия: Rafale вместо Су 30 МКИ как приговор»). Да тут еще индийцы чуть ли не ультиматум выдвинули: помимо требуемых технологий затребовали помощь в разработке проекта боевого самолета АМСА.
Партнеры же, между тем, сетовали: слишком затянута реализация проекта; указывали на его, как они утверждали, чрезмерную стоимость, несоответствие изначально заданным техническим параметрам (претензии выдвигались к стел-технологиям и к двигателю) и пр. В конце концов, после всех перипетий, кшатрии сказали: нет.
Ну нет так нет – как это часто бывает: первый блин – комом (Россия же впервые предложила другому государству совместное производство современного вооружения, надо полагать – по сугубо финансовым соображениям). Хотя, конечно, закрытие проекта не может радовать. Попробуем разобраться, что там произошло. Сегодня именно начнем.
Рождение проекта состоялось в далеком уже 2007-м. Индия планировала приобрести 250 машин, хотя спустя десять лет цифра снизилась до 214 (в общем-то несущественно, если сравнить с планами закупок российским минобороны той же «Арматы», там цифры были снижены на порядок). Самолет предполагался одноместным и двухместным, первые должны были собирать в России, вторые – в Индии, на Hindustan Aeronautics Limited (HAL).
Что за компания? Как и многие в Индии, она была создана еще во Вторую мировую и сначала принадлежала британцам (собственно, они и построили промышленную инфраструктуру в стране), потом – американцам, ну а затем индийцы, обретя независимость, забрали ее себе. Специализируется HAL, как догадался читатель, на лицензионной сборке, в том числе и МиГов.
Впрочем, собирают там и самолеты, созданные непосредственно в Индии; в частности легкий многоцелевой истребитель четвертого поколения HAL Tejas, призванный заменить МиГ-21 и столь разрекламированный кшатриями. Правда, только на первых порах. Потом выяснилось, что вылетел он индийцам в копеечку и оказался дороже более совершенного тяжелого истребителя Су-30 МКИ. Дороже настолько, что правительство учредило комиссию, дабы разобраться, что там производители намудрили со стоимостью и затратами на производство. Да и касательно надежности, равно и боевой эффективности, к нему также хватает вопросов.
Ну да ладно, это просто – штрих, подчеркивающий: в области современного военного самолетостроения у индийцев пока не все получается. Мягко говоря. Хотя амбиций хватает.
Вернемся к FGFA. На плечи индийцев ложилось бортовое оборудование (HAL), навигационные системы, многофункциональные устройства отображения информации в кабине экипажа, система самообороны (самолет планировалось вооружить индийскими управляемыми ракетами Astra, созданными Организацией оборонных разработок DRDO и сверхзвуковыми крылатыми противокорабельными ракетами БраМос, российско-индийского производства) и компоненты из композиционных материалов.
На этом прервемся. Но продолжим – в ближайшее время.
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал.
Игорь Ходаков