Найти тему
По дорогам сказки

Когда кони были рогаты, а лоси крылаты…

Конь в сказках многих народов мира является, пожалуй, главным помощником героя – принца, царевича, да и дурака тоже. Это не мудрено – конь – основное и наиболее престижное транспортное средство во времена даже не столь отдаленные (100 лет – по меркам сказочного времени сущая ерунда). Ну, уж о временах дальних-то и говорить не приходится.

Но это, конечно, поверхностный взгляд. Ведь сказочные кони не чета обычным – с ними и поговорить можно, и высоченную стену он перемахнет, и из дурака царевича сделает (впрочем, иной раз человек на престижном автомобиле воспринимается не иначе как принц)))…

Исследователи народного творчества считают, что когда-то в древности конь заменил собой… птицу! Да-да. Это, конечно, не означает, что птица была ездовым животным. Напротив, птица была существом священным. Древние тексты разных народов о сотворении мира упоминают, что именно птица, чаще водоплавающая, достала со дна мирового океана кусочек земли. Поэтому превращение души в птицу воспринималось как возвращение в «исходное состояние».

Станислав Ковалев. Гуси-лебеди
Станислав Ковалев. Гуси-лебеди

Когда люди стали приручать животных, лось был одним из первых ездовых. Рога его уподобились крыльям птицы, но не только из-за формы, но и из-за стремительного бега, скорости.

Лось с рогами в виде гуськов. Скифский стиль. VII-VI вв. до н.э.
Лось с рогами в виде гуськов. Скифский стиль. VII-VI вв. до н.э.

Воспоминания о священном сохатом сохранились в мезенской росписи.

Фрагмент расписной мезенской прялки
Фрагмент расписной мезенской прялки

В степях лось не прижился, его сменил конь. Он перенял на себя все магические функции лося. Приведу три выдержки из Ригведы:


Ты заржал впервые, рождаясь,
Вздымаясь из океана или первого источника вод, —
С крыльями сокола и передними ногами антилопы,
И это было твое великое, достохвальное рожденье, о конь.

Мыслью издали познал я твое “я”,
Птицу легкую, парящую в поднебесье.
Я видел крылатую голову, храпящую
На гладких, лишенных пыли дорогах.

Твое дело, о конь, — в мощном полете,
Твой дух мчится, словно как ветер,
Твои рога во множестве мест являются,
Мечутся во все стороны по лесу.

Реконструкция конской сбруи из Пазырыкского кургана
Реконструкция конской сбруи из Пазырыкского кургана
Фрагмент конской сбруи. Пазырык. V в. до н.э.
Фрагмент конской сбруи. Пазырык. V в. до н.э.

Конь стал символом небесного мира (например, солнечный Хорс, греческая колесница Гелиоса).

Колесница Гелиоса
Колесница Гелиоса

Так он описывается в русских сказках: «что ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц» , «изо рта у него огонь-пламя пышет, из ушей дым кудряв валит, из ноздрей искры сыплются; хвост у коня в три сажени, грива до копыт легла», «конь златогривый, вышничек багровый», «конь у него о двенадцати крылах, шерсть у коня серебряная, хвост и грива — золотые».

Станислав Ковалев. Волшебная кобылица из сказки "Конек-горбунок"
Станислав Ковалев. Волшебная кобылица из сказки "Конек-горбунок"

Интересно, что в русских сказках есть и конь из царства мертвых. Этот конь стоит в глубоком погребе или подземелье, прикованный цепями, закрытый тяжелыми каменными вратами или плитой. В другом случае коня из могилы дарит умерший отец Иванушки. Это уже не конь-божество, а конь, которого положили в могилу или склеп мертвеца, то есть, говоря современным языком – зомби))).

«Собралось двенадцать конюхов; отперли двенадцать замков, отворили двенадцать дверей и вывели волшебного коня на двенадцати железных цепях. Катома-дядька дубовая шапка подошел к нему; только успел сесть - волшебный конь от земли отделяется, выше лесу подымается, что повыше лесу стоячего, пониже облака ходячего.»

Дмитриев Сергей. Миниатюра "Сивка-Бурка"
Дмитриев Сергей. Миниатюра "Сивка-Бурка"

Так же к культу мертвых часто в сказке относится и окраска коня – чаще он белый, рыжий или черный. Рыжий – аналог красного, огненного, а белый – символ бесцветности, бестелесности (так что принц на белом коне – это почти кадр фильма ужасов))).

Изображения коня встречаются во всевозможных видах русского прикладного искусства, начиная с коньков на крышах изб и заканчивая народной игрушкой, причем конь так же популярен у современных мастеров, как и у мастеров древности:

Конек на крыше из новгородского музея "Витославицы"
Конек на крыше из новгородского музея "Витославицы"
Фрагмент русской вышивкиДер
Фрагмент русской вышивкиДер
Деревянная солонка. Русский Север
Деревянная солонка. Русский Север
Дымковская игрушка. Свистульки-коники
Дымковская игрушка. Свистульки-коники
Керамические свистульки-кони. Автор Дмитрий Трясцин
Керамические свистульки-кони. Автор Дмитрий Трясцин