Найти тему
Хижина мизантропа.

НВП - строем неудобно ходить на каблуках.

И снова, Здравствуйте!

Сегодня продолжим про школьные сокращения. С УПК мы разобрались, приступим к НВП.

НВП – Начальная Военная Подготовка. Обязательный для изучения предмет в старших классах средней школы. (десятилетки) Вполне себе полноценный учебный предмет. По нему был учебник, и предполагался специально оборудованный кабинет.

Вот такой был у меня учебник.
Вот такой был у меня учебник.

Сколько не вспоминали, в последствии, школу в разных компаниях. Данный предмет редко пользовался популярностью. Особенно его не любили барышни, но и у многих ребят он вызывал негативные эмоции. Мне подобное было странно слышать, и я лишний раз убеждался, как мне повезло попасть в новую школу в старших классах. У девчонок основными претензиями были – требования к внешнему виду и занятия строевой подготовкой. Типа их заставляли одеваться в длинные школьные платья и запрещали носить модные стрижки/укладки. И вообще, строем было неудобно ходить на каблуках.

Претензии парней, в основном были на плохое оборудование кабинета, типа было всего пара убитых в хлам АК, которые невозможно было нормально разобрать/собрать. И на преподавателя, какого-нибудь офицера в отставке, которому было на всё пох… И в лучшем случае он совмещал должность учителя НВП с должностью завхоза школы. Что влекло за собой постоянное использование парней в качестве грузиков. Ну а в худшем случае, НВП-шник просто пил как трудовик.

С удовольствием вспоминали уроки НВП ребята учёба которых проходила в школах при военных городках. Да, учителя там были строгие, но выезды на стрельбище и наличие большого количества охолощённого стрелкового оружия для сборки/разборки, примеряли ребят со строгостью учителя НВП. Некоторые хвастались, что в их школах были, как это называется теперь масса – габаритные макеты, и MP-40 и РПД. Педагогами по НВП в таких школах работали недавние строевые офицеры, вышедшие в отставку по возрасту или здоровью. Этим и объясняется иногда излишняя строгость таких учителей.

Мне опять повезло. В новой школе нашим преподавателем был настоящий Полковник. Хотя по воспоминаниям, начинал он нас обучать подполковником, а когда мы выпускались получил полковника. Я понятия не имею как так могло получиться, может я и запутался в воспоминаниях, но вот факт его повышения в звании остался у меня в памяти. В одной из заметок или в комментариях я писал, что наш «Ильич» был из тех кто не успел по возрасту на Великую Отечественную, но посвятив свою жизнь армии – войну догнал. Редкие подробности мы узнавали у других учителей, которые и сами трепетали перед нашим Полковником. За те два года, что он учил нас, мы всего пару раз видели его в парадном мундире с орденами. Один раз в девятом классе и один в десятом, когда он получил полковника. Вот тогда мы и увидели и Красную Звезду и Красное Знамя и другие награды. Среди них были с арабской вязью и вроде африканские. Ничего точнее рассказать про него не могу, сам он ничего не рассказывал. Никогда.

Теперь немного расскажу про то чем была оборудована наша школа. Если помните, я рассказал, что первое занятие «Ильич» начал с демонстрации нам мелкашки тозика и вопроса: - «Кто хочет пострелять?».

Да, наша школа была нового проекта, и ходили слухи, что она будет с бассейном. Фиг, бассейна не было. Но был тир, метров на 25.

В дальнейшем мы выяснили, что имелось в нашем кабинете НВП. Т.е. в кабинете «Ильича». Наличие именно такого оборудования добавляло загадочности. Стены кабинета были обвешены вполне стандартными плакатами про устройство бомбоубежищ, порядком действий при химической и ядерной атаке. Висели схемы разборки ПМ и АКМ/АКС, как правильно использовать РПГ и прочие подобные. На общем фоне выделялись несколько плакатов по минно-взрывному делу и очень выцветшие плакаты с тактикой засад стрелкового отделения в условиях влажного леса/джунглей. Схемы оборонительной позиции стрелкового отделения и ещё что-то про передвижение Диверсионной группы. :)

В качестве наглядных пособий у нас были: - охолощённые ПМ, четыре АКА калибра 7.62 в полной комплектации к каждому по три стальных ребристых магазина больше цинка с макетами патронов 7.62х39, огромное количество бакелитовых магазинов. Именно на бакелитах мы тренировались в снаряжении и разрядке магазинов на время.

Автоматы были великолепны, они были потёрты в определённых местах, пахли смазкой и никакое холощение не могло убрать запах пороха въевшийся в послужившее оружие. Я не знаю, как их холостили, но вульгарных пропилов в стволе не было. Выглядели они очень серьёзно. На них мы отрабатывали сборку/разборку. Многие девчонки с интересом и очень ловко разбирали/собирали автомат не отставая от парней. И это не смотря на ногти.

Но, впрочем, это было вполне стандартное оборудование кабинетов НВП в Ленинграде. Нашим основным отличием было наличие в оружейной комнате пяти однозарядных малокалиберных ТОЗ - 8 с каким-то нереальным запасом патронов. Вот не помню, что патроны заканчивались, никогда такого не было. Отстрелять на занятиях стрелкового кружка пару коробок, было обычным делом.

Из не самого распространённого в обычных школах, у нас имелось ещё макет «Мухи» с гранатой внутри, учебные мины нескольких типов и макет сапёрной подрывной машинки. На занятиях в стрелковом кружке мы изучали не только сборку/разборку и правила обращения с оружием, но и рассматривали макеты мин. А «Ильич» рассказывал нам про особенности установки мин различного типа. Было интересно.

Вот такие у меня воспоминания о уроках НВП, были ли они нужны? Моё мнение – да. В нас воспитывали уважение к оружию и внутреннюю дисциплину необходимую для успешной стрельбы. Ном я уверен, что тут всё зависит от личности педагога, впрочем как и при изучении любого предмета. Нам – повезло.

А в ваших школах, были похожие предметы и учителя?

Спасибо, что дочитали. Музыки сегодня не будет, следующий пост будет практически полностью музыкальный.

С уважением, Мизантроп.