Не только враги, начиная от кочевников и заканчивая Наполеоном, пытались разрушить Кремль, но и российские самодержцы, в частности, императрица Екатерина II. Нет, ею двигала не неприязнь ко всему русскому, а «просто» неприятие уж больно купеческого вида Первопрестольной.
И тут «появляется» относительно молодой, с большими амбициями зодчий, только-только вернувшийся в Россию после стажировки в Париже и итальянской Флоренции. Это был Василий Иванович Баженов.
Его идея о строительстве грандиозного дворца на месте Кремля упала на благодатную почву и очень понравилась Екатерине Великой. К разработке проекта приступили в 1767 году и вносили в него изменения вплоть до 1774 года. Одновременно Баженов приступил к созданию деревянной модели дворца, названного торжественно «Форумом великой империи» или попросту Большим Кремлевским дворцом.
Каким должен был быть дворец по замыслу Баженова?
Дворец должен был стать самым большим на тот момент в Европе, а за основу зодчим был принят вид Собора святого Петра в Ватикане.
Изначально дворец спроектировали в 6 уровнях и длиной главного фасада под 600 метров, где было устроено порядка 20 000(!) помещений, а длина некоторых коридоров доходила до 400 метров. Позже этажность пришлось уменьшить до 4.
Также подразумевалось на внутренней территории Кремля создать площадь овальной формы, на которой предполагалось установить Триумфальную арку. К последней вели бы все вновь спланированные для этого кремлевские улицы.
Для реализации плана планировалось переместить практически весь ансамбль Соборной площади. Такая идея не понравилась Екатерине II и она попросту повелела оградить дворец решетчатым забором, оставив для проезда лишь одни ворота, и кроме этого на внутренней территории Кремля более ничего не строить.
От берега Москвы-реки к дворцу вел широченный парадный марш, украшенный огромными скульптурами.
К реализации проекта приступили в 1770 году, для чего снесли часть старых строений, среди которых Житный и Денежный дворы, а также Запасной дворец, построенный еще при Борисе Годунове, и одну из галерей Оружейной палаты зодчего Ухтомского.
В 1771 году очередь дошла и до кремлевской стены со стороны Москвы-реки, часть которой была разобрана вместе с тремя башнями – Тайницкой, Первой Безымянной и Петровской.
Не смотря на обрушение одной из боковых стен будущего дворца и появление значительных трещин на Архангельском соборе, появившихся после строительства рядом с ним котлована, провели торжественную закладку первого камня. Случилось это в первый день июня 1773 года. Сама императрица на церемонию не приехала.
Но уже спустя год Екатерина Великая потеряла интерес к дворцу, да и дела государственные не способствовали продолжению строительства из-за пугачевского бунта и очередной войны с турками. Финансирование урезали, а в 1775-м году окончательно отказались от этой идеи.
Макет Кремлевского дворца Баженова
Лишь деревянный макет, созданный Баженовым, остался напоминанием о грандиозном дворце на территории Кремля.
Зодчий работал над ним с 1768 по 1772 годы. Для этого в Кремле был специально построен «модельный дом», стоявший между стенами Чудова монастыря и зданием Арсенала.
Ежемесячно сюда пускали посетителей, «акромя подлого народа», чтобы они могли лично увидеть грандиозность замысла и посмотреть за работой привлеченных умельцев: краснодеревщиков, зодчих, декораторов и скульпторов.
Центральная часть макета дворца была сделана разборной, чтобы наглядно видеть, какими будут внутренние помещения, включая и помпезный Тронный зал.
Стоить отметить, что Василий Иванович дотошно относился к работе и даже затребовал перед окраской «интерьеров» модели привезти ему образцы мрамора, которым в будущем будут отделаны стены самого дворца.
О масштабности работ по созданию модели говорит уже то, что для его демонстрации перед Екатериной II, копию, выполненную в соотношении 1:48, разобрали и доставили в Санкт-Петербург на … 120 санях!
Что же случилось после заморозки строительства дворца?
Баженова отстранили от всяких работ в Кремле, а восстановление кремлевского ансамбля и новое строительство поручили зодчему Матвею Казакову. При нем восстановили разрушенные стены с башнями со стороны реки. Правда, строители плохо состыковали участок с оставшимися стенами, и потому с тех пор здесь проглядывается некоторый уступ в линии стен.
Существует миф, что Василий Иванович Баженов специально спроектировал знаменитый Дом Пашкова таким образом, чтобы его тыльная часть была обращена «спиной» к Кремлю и таким образом высказал свое «фе» за отстранение его от работ.
Что касается макета дворца, то сегодня его можно увидеть в Музее архитектуры имени А.В. Щусева в Москве. Еще не видели? Тогда стоит на это посмотреть.
Источники: ru.wikipedia.org // popmech.ru // maybe.ru
Чтобы не пропускать самую интересную информацию о Москве, обязательно ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ