Александр III известен как самый немецкий царь по крови и самый русский царь по духу. Так как начиная, пожалуй, с восемнадцатого века императоры брали в жены исключительно немецких принцесс, то к концу девятнадцатого столетия династия Романовых фактически была немецкой. И если придерживаться версии традиционного генеалогического древа, то Александр III был всего лишь на 1/64 русским, а на 31/32 немцем по крови.
А так как сам царь с юности придерживался консервативно-охранительных взглядов и не очень любил немцев, то его вся эта история с происхождением очень трогала.
Говорят, что как только он вступил на престол, он вызвал к себе в кабинет несколько особенно доверенных лиц, крепко запер за ними дверь, а потом тихо, будто опасаясь подслушивания, спросил:
- Чей сын Павел I? (комментарий для читателя: Официально Павел был сыном Екатерины Великой (чистая немка) и ее мужа императора Петра III (тоже немец), однако многие поговаривали, что реальным отцом Павла был один из русских любовников Екатерины)
- Скорее всего, отцом Павла был любовник Екатерины граф Салтыков. - честно ответил один из приближенных.
- Слава Богу, - облегченно вздохнул Александр III, перекрестясь, - значит и во мне есть немножечко русской крови.
Кстати, нечто подобное рассказывали и про чистую немку Екатерину Великую. Однажды, когда ей стало дурно, был вызван лекарь, который провел процедуру кровопускания.
- Ну как, легче? - спросил врач, обрабатывая рану.
- Легче, батюшка, наконец вся немецкая кровь из меня вышла! - отвечала Екатерина.